Вчера на заседании правительства Москвы была впервые представлена экологическая карта-схема города. Ее подготовили департамент природопользования и охраны окружающей среды и Научно-исследовательский и проектный институт экологии города Москвы. Насколько известно, таких карт еще нет ни в одном регионе России. Московская карта-схема разрабатывалась для того, чтобы с ее помощью улучшать экологическую ситуацию, и потому на нее нанесены даже такие, казалось бы, мелочи, как резервуары для хранения жидких противогололедных реагентов и автомойки.
Отмечены на карте-схеме и "места потенциального образования свалок", то есть те места, куда граждане и организации имеют обыкновение выбрасывать разного рода отходы. Из карты-схемы следует, что такие несанкционированные свалки находятся, например, рядом с Кузьминским прудом и в Ухтомском районе.
Также здесь отмечены рынки, автозаправки, нефтехранилища, взрыво- и пожароопасные предприятия. Есть и "экологически опасные объекты, производящие сбор, сортировку или утилизацию отходов". Среди них - Опытно-производственный центр МГУП "Промотходы" на улице Речников и АО "Пластполиэтилен" во Втором Нагатинском проезде.
Сейчас на территории города находятся более 5 тыс. промышленных и транспортных предприятий. Ежегодно в Москве образуется 3 млн. тонн промышленных отходов, 3,8
млн. тонн твердых бытовых отходов и более 3,5 млн. тонн строительных отходов. Но, как сказал после окончания заседания руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин, существование многочисленных промышленных предприятий не вызывает у него каких-то негативных эмоций, поскольку практически все они давно уже не работают в полную мощность. Сейчас основным источником загрязнения окружающей среды является автомобильный транспорт.
Экологическая карта-схема была создана в первую очередь для сотрудников экологической милиции. А необходимость ее создания была вызвана тем, что сведения об объектах, которые надо контролировать, до сей поры находились в разных организациях. И из-за этого в органах инспекционного экологического контроля необходимая информация иногда просто отсутствовала.
Членам московского правительства карта-схема понравилась. Они лишь выразили пожелание, чтобы в нее внесли побольше разных сведений, например об уровне шума в разных районах, и чтобы она своевременно обновлялась. Но первый заместитель премьера правительства Москвы Валерий Шанцев довольно скептически отнесся к этому начинанию. "У нас слишком много людей занимается анализом экологической ситуации, - сказал он. - Но практически никто не занимается улучшением ситуации в лучшую сторону. И в результате получается, что в природоохранных зонах у нас лежат плиты, горы мусора, разбитые машины и черт знает что! Я тут был в историческом парке на улице Куусинена. Посередине этого исторического парка военные закопали емкость, сделали там автобазу и заправляются горючим!"