Вполне вероятно, что уже с 1 апреля нынешнего года более 300 самолетов российских авиакомпаний не смогут совершать рейсы в страны ЕС. Брюссельские переговоры об отсрочке запрета на допуск некоторых типов отечественных самолетов в аэропорты стран Европейского союза, которые вел министр транспорта Сергей Франк, успехом не увенчались. С 1 апреля вступает в силу принятая Международной организацией гражданской авиации (IСAO) глава 3 конвенции IСAO, которая повышает требования по уровню шумов двигателей к работающим на международных рейсах гражданским судам. Большинство моделей отечественных самолетов, таких, как Ил-76, Ил-86, Ту-154Б, ряд модификаций Ту-154М и Ил-62, не соответствует новым требованиям ICAO.
Из всех моделей отечественных самолетов лишь 4 способны удовлетворить требования ICAO по шумам - это Ту-154М, Ил-96, Ту-204 и некоторые модернизации Ан-140. Над остальными российскими лайнерами предстоит работать. Сейчас, к примеру, в стране и за рубежом продолжает летать 340 одних только Ту-134 и 92 борта Ил-62. Чтобы привести большинство этих машин в состояние, соответствующее нормам третьей главы, на каждый самолет придется потратить от 3 до 12 миллионов долларов.
О введении ограничений было известно уже несколько лет. Так, 1 апреля 2001 года в силу вступили ограничения, предусмотренные второй главой конвенции (требования к авиационным навигационным приборам). Тогда над Европой перестали летать немодернизированные Ту-134. И крупнейшие российские авиакомпании успели подготовиться к введению новых правил, модернизировав или обновив свой парк, работающий на международных направлениях. Например, руководитель Центра по связям с общественностью авиакомпании "Аэрофлот" Лев Кошляков заявил вчера, что летнее расписание полетов компании уже скорректировано с учетом ограничений. По его словам, из регулярного расписания выведены и Ту-134, и Ил-86. Он подчеркнул, что "Аэрофлот" уже 5 лет занимается этой проблемой - авиакомпания сама дорабатывала самолеты, чтобы подогнать их под европейские стандарты. Примерно то же самое корреспонденту "НГ" заявили в пресс-центрах "Трансаэро" и "Внуковских авиалиний" - здесь сумели закупить новые более совершенные лайнеры и модернизировать старые. А вот небольшим компаниям работать будет гораздо сложнее. На закупку или модернизацию средств у таких предприятий может не хватить, поэтому, как считают специалисты, основной удар придется именно по ним.
До последнего времени, правда, была надежда, что вопрос решится на политическом уровне и России предоставят отсрочку для обновления самолетов. Ради возможности летать в Европу на излишне шумных самолетах российские авиакомпании были готовы согласиться сажать лайнеры только в самых удаленных аэропортах, но европейцы на это не пошли. И российская сторона прямо заявляет, что ответная реакция не заставит себя ждать. Как заявил вчера в Брюсселе замминистра транспорта Павел Рожков, "Россия готова пойти на принятие ответных мер в том случае, если вопрос о доступе российских самолетов в аэропорты стран Евросоюза не будет решен до принятия российскими авиакомпаниями расписания полетов на летний туристический сезон текущего года".
Новые ограничения на полеты самолетов в Европу, конечно, создадут серьезные трудности для летнего туристического отдыха россиян. По словам замминистра транспорта, в том, что касается осуществления полетов и обслуживания туристических потоков, "Россия не допустит одностороннего преимущества западных компаний". "Для принятия жестких ответных мер имеются и возможности, и силы", - подчеркнул Рожков.
Хотя, как заметили в пресс-службе Министерства транспорта России, на переговорах еще рано ставить крест. "Мы будем продолжать добиваться отсрочки запрета на полеты наших самолетов, - заявили корреспонденту "НГ" в министерстве, - в этом году впервые в бюджете заложены расходы на усовершенствование авиапарка и развитие производства. Поэтому средства и возможности у нас есть, пока не хватает лишь времени, и мы надеемся договориться".