В минувшие выходные в Москве после длительной оттепели немного похолодало, и городские власти вздохнули с облегчением - вероятность падения сосулек с крыш на головы людей теперь сведена к минимуму. Пока же погода в столице была теплой, в городские больницы и поликлиники обратились двадцать человек, которые заявили, что на них упали сосульки. Кроме того, один человек погиб, предположительно из-за падения ледяной глыбы, но по этому случаю пока проводится проверка. Семнадцать человек не смогли доказать, что получили травмы из-за того, что на них упали сосульки. Двум пострадавшим это удалось, а один до сих пор доказывает.
Но вот сколько машин было разбито упавшими сверху ледяными глыбами, точно не может сказать никто, поскольку очень небольшое количество людей пытаются в судебном порядке возместить ущерб. Еще меньшее их количество добиваются своего.
"В этом году у нас еще таких обращений не было, - сказали корреспонденту "НГ" в Московском обществе защиты прав потребителей. - Но в предыдущие годы были. И в основном попытки возместить понесенный ущерб кончались ничем, так как довольно сложно доказать, что машина пострадала от данной сосульки в данном месте. Для этого надо сразу же составлять акт, а люди, как правило, этого не делают".
Но корреспонденту "НГ" удалось найти человека, который смог отсудить у ДЕЗа деньги, потраченные на ремонт пробитой ледяной глыбой машины. Правда, на это ушел год. "7 января прошлого года я вышел из дома и увидел, что на мой "сорок первый" упала огромная сосулька, - сказал пострадавший автовладелец корреспонденту "НГ". - Из-за этого прогнулась крыша, помялось крыло, лобовое и заднее стекла вылетели. В этот же день, кстати, в нашем дворе из-за сосулек пострадало еще 5 машин, но только я один решил обратиться в суд".
Хозяин "Москвича" пригласил адвоката и вызвал представителя РЭУ-29 ДЕЗа "Войковский", которое обслуживает этот дом. Однако никто из ремонтно-эксплуатационного управления так и не пришел, и потому акт был составлен только в присутствии двух понятых, хозяина машины и его адвоката. Иск с просьбой выплатить 41 тысячу рублей подали в Головинский межмуниципальный суд в январе - хозяин машины хотел, чтобы ему возместили затраты на ремонт автомобиля (около 20 тысяч рублей), на услуги эвакуатора (1,5 тысячи рублей) и услуги адвоката (25% от суммы иска).
Судебное решение было вынесено только в ноябре. Заседание несколько раз переносилось: в суд долго не являлись представители одного из соответчиков - фирмы "Стройтэк", которая должна была сбивать сосульки в этом районе (вторым соответчиком было РЭУ-29). Когда наконец все собрались в зале заседания, юрист ответчика - ДЕЗа "Войковский", достав какую-то очень старую инструкцию, в которой сказано, что машины нельзя ставить ближе чем на 10 метров от стены здания, начала всех уверять, что хозяин "Москвича" сам виноват - поставил машину на расстоянии 8,5 метра от стены дома. Удалившись на совещание, суд вынес решение, по которому ДЕЗ "Войковский" должен был заплатить 25% от требуемой суммы. Но хозяин машины не успокоился и обратился в Мосгорсуд, где в декабре вынесли другое решение - о выплате 50% (20 тысяч рублей).
В Московском обществе защиты прав потребителей корреспонденту "НГ" так прокомментировали попытку ДЕЗа свалить всю ответственность на хозяина "Москвича": "Неважно, где машина стоит. Если сосулька упала с того дома, под которым она стоит, и если она упала именно на эту машину, ДЕЗ несет ответственность".
Если верить статистике, во время оттепелей ежедневно на борьбу с сосульками выходит около 800 бригад общей численностью более 2 тысяч человек. Причем они очень жалуются на москвичей, которые мешают им работать. "Люди у нас непонятливые, лезут под ограждения, пытаются поставить туда машины в то время, как сбивают сосульки, - сказали корреспонденту "НГ" в РЭУ-43 ДЕЗа "Беговой". - Когда мы говорим: "Нельзя", они отвечают, что это наши проблемы. А если на них сосулька с крыши упадет, это опять будет наша проблема. У нас ведь большие бригады - по 8-12 человек, а на кровле работают всего 3-4 человека. В основном все стоят и людей гоняют, подъезды блокируют".
В разных районах с сосульками борются по-разному. С основном их по старинке откалывают при помощи лопат, но где-то используют специальные механизмы и приспособления. В ДЕЗе "Бирюлево-Западное", например, корреспонденту "НГ" сказали, что никаких новых методов борьбы с сосульками еще не используют. "У нас есть две бригады, в каждой из которой работают по три человека, - говорят сотрудники ДЕЗа. - Это специально обученные люди, прошедшие медицинское обследование, - ведь у них особо опасная работа. Каждый день инженер и техник обходят территорию и, если заметят сосульки, дают им задания". Больше всего сосулек, говорят, образуется на скатных крышах, а также на тех из них, которые покрыты металлом или шифером. Но ДЕЗу "Бирюлево-Западное" повезло: у них только 4 шиферные и 2 металлические крыши.
А в РЭУ-44 ДЕЗа "Беговой" для борьбы с сосульками используются механические приспособления. "Мы их устанавливаем на самых сложных крышах, - сказали корреспонденту "НГ" в РЭУ-44. - Если мы видим на крыше сосульки, при помощи трехметрового шеста приводим в действие эти приспособления, и в течение 20-30 секунд сосульки падают. Сейчас у нас мало этих механизмов, так как пока проводится эксперимент. В следующем году закажем больше".
Но все же мэр Москвы Юрий Лужков признал усилия городских служб, предпринимаемые для того, чтобы обезопасить людей и машины от сосулек, недостаточными и подписал на прошлой неделе постановление, в котором призвал всех работать интенсивнее. В нем он (видимо, для устрашения) упомянул и о двух коммунальщиках, один из которых за плохую борьбу с сосульками лишился должности, а другой получил выговор.