Один из самых громких "шпионских" процессов последних лет - повторный суд по делу Григория Пасько - закончился вчера оглашением обвинительного приговора. Бывший военный журналист приговорен к 4 годам в колонии строгого режима и лишен воинского звания "капитан 2 ранга". Для самого Пасько и его адвокатов такой финал стал шокирующей неожиданностью. Пока шел процесс, защитники Пасько давали понять, что не сомневаются в успешном исходе дела, на новом рассмотрении которого настоял сам журналист. Приговор будет обжалован.
Начальник отдела боевой подготовки газеты Тихоокеанского флота (ТОФ) "Боевая вахта" Григорий Пасько был арестован в ноябре 1997 года. Как следовало из обвинительного заключения, подготовленного Управлением ФСБ по Тихоокеанскому флоту, пользуясь служебным положением, Пасько собирал и за вознаграждение передавал сотрудникам японской газеты "Асахи Сембун" и телекомпании "Эн-эйч-кей" сведения, содержащие государственную тайну. В июле 1999 года военный суд ТОФ вынес приговор: Пасько виновен не в измене родине, а лишь в превышении служебных полномочий. Подсудимый получил 3 года лишения свободы и тут же был отпущен на свободу по амнистии. Однако такой исход дела не устроил ни Пасько, ни флотскую прокуратуру. В итоге военная коллегия Верховного суда РФ приговор отменила, а дело направила на доследование.
По мнению адвоката Анатолия Пышкина, позиция обвинения была "основана на фальсифицированных ФСБ данных и абсолютно не учитывала результатов судебных расследований за последние пять месяцев". В то же время даже государственному обвинителю многое не понравилось в выводах контрразведчиков, и прокурор отказался от пяти из десяти пунктов обвинения. На основании остальных пяти пунктов он потребовал приговорить Пасько по статье 275 УК "Измена родине в форме шпионажа" к 9 годам лишения свободы. И вот - приговор, в соответствии с которым за шпионаж Пасько предстоит провести 2 года и 4 месяца (вычтено время, проведенное под судом) в колонии строгого режима без конфискации имущества. Осужденный также должен компенсировать судебные издержки в сумме 18 тысяч рублей. Начальник Управления программ содействия ФСБ РФ Александр Зданович назвал этот приговор "абсолютно справедливым".
Отметим, что в основу судебного решения лег только один из оставшихся пяти пунктов обвинения. Пасько признан виновным в сборе секретной информации с целью передачи сотруднику японской газеты "Асахи Сембун" Анако Тодаши. Причем этот эпизод дела был одним из самых спорных. Как следует из судебных материалов, при обыске в квартире Пасько был изъят сделанный им конспект разбора тактических учений сил Тихоокеанского флота 11 сентября 1997 года. По мнению командования ТОФ и контрразведчиков, в конспекте раскрывался состав сил и средств флота, использованный в ходе учений, что является военным секретом. По мнению защитников Пасько, одного этого явно недостаточно, чтобы обвинить журналиста в шпионаже: передача секретных материалов не доказана. В то же время наблюдатели отмечают, что приговор Пасько создает прецедент, когда для обвинения в шпионаже уже не требуется подтверждения факта передачи государственных секретов иностранным спецслужбам.
Владивосток