Нервные клетки не восстанавливаются. Вернее - не восстанавливались. До самого последнего времени. Судя по нарастающему экспоненциально потоку публикаций в ведущих мировых научных журналах, и этот "мозговой Рубикон" перейден. Теперь нервные клетки (точнее - нейроны мозга) постепенно приобретают статус вполне тривиальных запасных частей. И не за горами, по-видимому, уже время, когда "мастерские" по производству этих запчастей станут самой банальной реальностью.
Только что стало известно, что две независимые группы исследователей - из Вайцмановского центра университета Висконсина (США) и университетского госпиталя Хадасса в Израиле (Иерусалим) - сумели добиться воспроизводства полноценных клеток мозга на основе клеточного материала, извлеченного из человеческих эмбрионов. Доктор Су-Чун Джанг, руководитель проекта в Висконсине, и доктор Бенджамин Рубинофф, руководитель иерусалимской группы, уверены, что эти работы могут стать прекрасной основой для предотвращения и лечения тяжелейших патологий мозга - болезней Альцгеймера и Паркинсона. Существует, правда, одна загвоздка: надо отработать технологию и методику вживления полученных клеток в человеческий мозг. Пока ученые "тренируются" на лабораторных мышах.
В этом же направлении на самый совершенный объект природы - человеческий мозг - ведут наступление и в России. Несколько дней назад группа российских ученых под руководством члена-корреспондента РАН Леонида Корочкина сообщила о своих исследованиях клеток мозга человеческого эмбриона: профессору Корочкину с коллегами удалось выделить те, что подходят для трансплантации. При этом нейроны были выращены в культуре и сохраняли свою жизнеспособность. Источником ткани эмбрионального мозга человека стали 8-12-недельные плоды, полученные путем медицинского аборта. Исследователи особо отмечают, что эти плоды были абсолютно нежизнеспособны и для работы приходилось специально отбирать еще живые клетки. Получив таким образом незрелые клетки с высокой жизнеспособностью, ученые две недели растили их на питательной среде. В течение этого срока клетки сохраняют жизнеспособность и могут превращаться в нейроны головного мозга.
Но и в данном случае исследователи подчеркивают: пока до нейротрансплантации еще далеко - разработана только методика отбора клеток. Кора головного мозга состоит из огромного количества нейронов - 14 миллиардов! Все они тесно переплетены между собой посредством своеобразных отростков - аксонов. А на каждом аксоне - 400 тыс. так называемых шипиков. Поэтому пересадить в поврежденную область точно такой же набор клеток практически невозможно.
Есть и другое, более существенное, ограничение: организм отторгает зрелые донорские клетки из-за тканевой несовместимости. Выход один - пересаживать еще незрелые клетки мозга, которые не вызовут отторжения со стороны иммунной системы. Такие клетки называются нейрональными стволовыми (НСК). Проблемы выделения, размножения и сохранения НСК, а также особенности их поведения в культуре ткани и при пересадке в мозг - это сейчас, что называется, последний писк нейробиологии.
Оказалось, что нейрональные стволовые клетки обладают поистине фантастической способностью находить участки повреждения мозга, дрейфовать к ним и восстанавливать дефекты нервных сетей. Совсем недавно в одной из клиник Питсбурга (США) было закончено уникальное клиническое исследование. Двенадцати пациентам с массивным кровоизлиянием в мозг и локальной гибелью нервной ткани вводили по 20 млн. нейронов в зону повреждения и наблюдали за клиническими проявлениями в течение года. Тогда впервые в качестве лечебного средства были применены нейроны, полученные в лабораторных условиях. Ни у одного из двенадцати пациентов не было выявлено каких-либо отклонений или отрицательных последствий после такой трансплантации. Более того, у двух пациентов наблюдали частичную обратимость паралича руки, ноги и восстановление речи.
"В этом опыте американцы трансплантировали, по сути дела, разновидность стволовых половых клеток (тератокарциномы - опухоли яичка ребенка), не имеющих очевидного родства с нервной тканью, - поясняет профессор Геннадий Сухих, член-корреспондент РАМН, руководитель лаборатории клинической иммунологии НЦ акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН. - Мы же у себя в лаборатории научились выращивать культуру естественных НСК человека без измененного генома и потенций к опухолевому росту. Эти клетки полностью управляемы, и их поведение предсказуемо".
Пока еще и сами ученые не могут понять и объяснить многих закономерностей поведения НСК. Сегодня можно говорить о том, что скорее всего нейрональные стволовые клетки после пересадки их в мозг реципиента повторяют программу эмбрионального развития. Это и делает стволовые клетки уникальным объектом: НСК является как бы праматерью и родоначальницей всех мозговых клеток.
Другими словами, в некотором роде мозг человека обладает теми же физиологическими особенностями, что и система регенерации частей тела у некоторых рептилий например. Надо только помочь мозгу запустить эту систему регенерации. Судя по всему, ученые уже нащупали методы, которыми это можно делать.