Московские студенческие общежития уже давно превратились в своеобразные криминальные точки, куда рекой стекаются наркотики и где находят временное пристанище подозрительного вида гости из стран СНГ. Периодически омоновцы с автоматами наперевес устраивают рейды по общежитиям, но их итог зачастую бывает парадоксален: автобусы, которые по окончании этих мероприятий следуют к ближайшим ОВД, оказываются битком набитыми студентами, у которых по каким-то причинам не оказалось регистрации. А гости из ближнего зарубежья почему-то узнают об этих рейдах заранее и вовремя испаряются.
На днях Юрий Лужков предпринял попытку изменить ситуацию и издал распоряжение "О мерах по нормализации положения дел в общежитиях высших учебных заведений и студенческих городках". Мэр предложил правоохранительным органам "усилить работу по выявлению и пресечению преступной деятельности в студенческих общежитиях вузов города, обратив особое внимание на проживание в них граждан без регистрации и лиц без гражданства, а также на распространение наркотических средств". До конца года должна быть создана Межведомственная комиссия, которая будет координировать деятельность многочисленных проверяющих организаций: ГУВД Москвы, столичный центр Госсанэпиднадзора, УГПС и др. Уже в этом году должны начаться плановые проверки общежитий, и в этом же году составят план проверок на 2002 год.
Но почему-то с трудом верится, что это распоряжение сможет изменить обстановку. Ведь даже узнать, насколько обострилась в последние годы криминогенная обстановка в общежитиях, не так-то просто. Милиционеры из разных районов Москвы очень хотели помочь корреспонденту "НГ", но у них ничего не получалось: то начальников не было на месте, то отсутствовала информация о положении дел в общежитиях. В одном округе вообще не знали, что на их территории есть студенческие общежития. А начальник Управления по работе с органами обеспечения безопасности Николай Куликов, на которого Лужков возложил ответственность за выполнение этого поручения, то был "в городе", то проводил совещания.
Студенты оказались более открытыми людьми. "Если правильно себя вести в общежитии, то там неопасно, - сказала корреспонденту "НГ" девушка, которая совсем недавно жила в Доме аспиранта и студента (ДАС) МГУ. - Просто не все знают, как правильно себя вести, особенно первокурсники. Я, например, не общалась с теми, кто не был студентом, и небритых людей, которые ходили в шапках и смотрели исподлобья, обходила за километр. Но вообще у девочек часто бывали неприятности с кавказцами. Ко мне тоже как-то раз, когда я училась на первом курсе, подошли и сказали: "Тобой интересуется один очень большой человек. Ты где живешь?" А если им назовешь номер комнаты, они тут же начнут ломиться, и были случаи, когда кавказцы выбивали двери. Некоторые девочки из-за этого выезжали из общежития и больше никогда туда не возвращались. Я слышала, что одну мою знакомую изнасиловали. Но он был не кавказец и не жил в общежитии - пришел на пьянку, и девчонка тоже пьяная была..."
Администрации вузов, как правило, напрочь отвергают возможность проживания в их общежитиях посторонних людей. На вопрос корреспондента "НГ", не будут ли предприняты какие-то меры по выселению торговцев-выходцев с Кавказа из ДАСа, на которых жалуются студентки, корреспонденту "НГ" сказали в отделе по расселению факультета журналистики МГУ: "А у них есть заявления? А вы попросите их написать заявления. Одно дело говорить, а другое - писать. Никто ничего писать не будет. И вообще у нас много студентов из стран СНГ"...