У военных комиссариатов России - горячая пора: второй месяц идет осенний призыв на службу в Вооруженные силы. Призывные комиссии бьются за план, согласно которому этой осенью предстоит набрать в армию около 200 тысяч человек. 6 тысяч из них - москвичи.
Как рассказал журналистам военный комиссар Москвы Василий Красногорский, примерно 3 тысячи новобранцев уже отправлены в воинские части или готовы к отправке, остальные также будут призваны в срок. "Все идет по плану", - заверил военком, пояснив, что больше половины призванных в армию жителей столицы будут служить на территории Московского военного округа.
Но не все так просто. По словам Красногорского, только 10% москвичей призывного возраста идут служить. Около 25-30% призывников имеют отсрочки по состоянию здоровья, 50% учатся в вузах. И около 10% молодых людей не идут в армию из-за тяжелого семейного положения либо просто из-за того, что по непонятным для военкомов причинам не являются на призывной пункт.
Насколько известно, в каждую призывную кампанию участковые милиционеры Москвы отлавливают 1,5-2,5 тысячи призывников. Каждый раз не мытьем, так катаньем план призыва выполняется. Но факт остается фактом: Москва среди субъектов Федерации - безусловный и абсолютный лидер по количеству уклонистов. Об этом говорит статистика российского Генштаба, согласно которой ежегодно около 30 тысяч россиян, подлежащих призыву, не являются в военкоматы, пытаясь под тем или иным предлогом избежать службы в армии. Из них примерно 10 тысяч человек - москвичи.
Та же статистика легко объясняет мотивы уклонистов. Каждый третий призывник нигде не учился и не работал, многие успели пристраститься к алкоголю и наркотикам, побывать под судом за различные преступления. Добровольно оказаться в такой компании нормальный человек не захочет. Неудивительно, что современную Российскую армию все чаще именуют "рабоче-крестьянской": абсолютное большинство призывников - выходцы из малообеспеченных, неблагополучных семей, бюджеты которых не позволяют устроить юношу в платный вуз или купить липовую справку для отсрочки призыва.
Среди солдат срочной службы немало просто больных людей, на недуги которых призывные комиссии сознательно закрывают глаза. Хотя Красногорский и отрицал на своей пресс-конференции этот факт. По его словам, вся ответственность за призыв больных молодых людей лежит исключительно на медиках. По данным военных медиков, годность к военной службе за последние 10 лет снизилась на 20%. Да и военный комиссар Москвы сказал, что "ухудшающееся здоровье детей - одна из сложнейших проблем". Больных новобранцев приходиться лечить уже в армии. Дошло то того, что военные стали подавать в арбитражные суды иски к местным администрациям и военкоматам с требованием возместить затраты на лечение молодых солдат.
Отправляют же больных солдат из армии домой крайне редко. В прошлом году в Москву возвратили только 21 солдата. Из них большинство вернулись домой только по причинам тяжелого семейного положения. И только несколько человек освободили от службы из-за того, что у них обнаружился гепатит С.
У командиров сегодня одна надежда - на дальнейшее сокращение "призывного контингента" в процессе реформирования армии. Тогда появится возможность выбирать лучших. По мнению Красногорского, процесс перевода армии на контрактную систему должен пройти безболезненно, так как в этой области уже существует немалый опыт работы. Он говорит, что москвичи "довольно часто обращаются" в военкоматы с просьбой заключить с ними контракты. И у военкоматов даже есть возможность отбирать из них лучших.