Громкий "призывной" скандал разразился в Московском военном округе (МВО). Призванные на службу в 27-ю мотострелковую бригаду (МСБ) 55 новобранцев из Курчалойского и Шалинского районов Чечни отказались принимать присягу и надевать военную форму.
В расположение МСБ, дислоцирующейся недалеко от подмосковного поселка Мосрентген, чеченские юноши прибыли неделю назад. Их разместили в отдельной казарме и несколько дней знакомили с частью. Проблемы начались, когда командиры сказали чеченцам, что скоро нужно будет принимать присягу. Молодые люди наотрез отказались давать клятву на верность России.
┘Воинская часть, в которую привезли чеченцев, - образцово-показательная: свежевыкрашенный забор, ухоженная территория, аккуратные казармы и учебные помещения. Но вот общение с нарядом КПП развеяло первое впечатление. Корреспондент "НГ" был свидетелем того, как явно невоенный человек после минутного шушуканья с нарядом на "проходной" бодро шагал по территории части. Примерно так же удалось вывести за пределы охраняемой территории восьмерых из чеченского призыва. Ребята сначала с неохотой, а затем, все чаще перебивая друг друга, рассказывали, как оказались в Подмосковье. Смысл их слов сводился к одному: всех их забрали в армию обманом. Оказывается, еще на родине чеченцев пригласили в местные военкоматы и предложили поехать в Москву, заниматься в спортроте ЦСКА. Один из собеседников корреспондента "НГ" рассказал: "Мы здесь все спортсмены - борцы, боксеры, каратисты. Я посоветовался со старшими, и они сказали - если в ЦСКА едешь, то доброй дороги. А приехали, нам говорят: надевайте форму и принимайте присягу. Да не могу я надеть ту форму, в которой наших в Чечне убивают". Призывники рассказали и о том, что, когда подъезжали к Грозному, на дороге боевики подложили фугас. Молодые чеченцы уверены, что сепаратисты хотели расправиться с ними.
К настоящему времени из 55 приехавших в Москву 18 человек уже отправились по домам. По крайней мере, как говорят призывники, их в части "никто силой не держит". Но в то же время чеченцы утверждают, что офицеры говорили им о проблемах, которые уже возникли у уехавших, - те, дескать, будут подвергаться преследованиям. Уговаривать принять присягу тех, кто остался, в часть приезжал легендарный тренер по вольной борьбе Дэги Багаев.
Комментируя корреспонденту "НГ" сложившуюся ситуацию, сотрудник пресс-центра Минобороны Александр Баранов заявил, что "проблем с чеченцами нет, все примут присягу в установленный срок". Представители же МВО более конкретны: "В Вооруженных силах имеются хорошие педагогические методы для достижения поставленных целей". Сейчас же, как утверждают военные, чеченские призывники "осваивают курс молодого бойца и знакомятся с уставами". Что же касается 18 новобранцев, самовольно покинувших часть, то сотрудник аппарата МВО Сергей Кугель утверждает, что сведения корреспондента "НГ", полученные от самих чеченских призывников, не соответствуют действительности: "Все призванные из Чечни находятся в расположении части".
Можно себе представить, какое значение придают в Минобороны призыву молодых чеченцев. Очевидно, что Москва пытается лишить полевых командиров молодого пополнения и для этого всеми силами старается увести способную держать оружие молодежь подальше от Северного Кавказа. Армия же для подобных целей - идеальное место: призванные на срочную службу солдаты оказываются в естественной изоляции по крайней мере на два года.