Позавчера поздно вечером в Москву из Лондона прибыли полотна, которые должны были выставляться на торгах аукционного дома Сотбис и были сняты с них буквально в последний момент. Это два портрета четы Зубовых работы неизвестных художников начала XIX века. А вчера в Министерстве культуры состоялась пресс-конференция, где руководитель департамента по сохранению культурных ценностей МК РФ Анатолий Вилков подробно рассказал о событиях вокруг этого "изъятия".
Оба полотна принадлежали раньше коллекции Грозненского художественного музея. Когда в начале 1995 года войска Дудаева вынуждены были покинуть город, они оставили музей в руинах. Основная часть живописно-графической коллекции, состоявшей из 3,5 тысячи единиц хранения, была разграблена местными жителями и боевиками. Известно, что небольшая часть картин находится в собственности одного из мелких полевых командиров, который ищет сейчас пути их продажи внутри страны.
Портреты Зубовых числились в Государственном регистре культурных ценностей, похищенных и находящихся в розыске, куда начиная с 1997 года вносятся и бывшие экспонаты Грозненского музея. Когда в начале ноября нынешнего года представители аукционного дома Сотбис прибыли в Москву для участия в XI Российском антикварном салоне, они привезли с собой каталоги предстоящих русских торгов в Лондоне. Естественно, попали каталоги и в департамент по сохранению МК, одной из задач которого является проверка по Государственному регистру произведений искусства на всех российских и зарубежных аукционах. Специалисты департамента обратили внимание на лоты # 6 и 7 - портреты графа и графини Зубовых. Определив их происхождение из Грозного, обратились в Интерпол, который связался с домом Сотбис. Британские антиквары, дорожащие своей репутацией, лоты с торгов немедленно сняли. В Москве об этом стало известно буквально за два-три дня до торгов, назначенных на 20 ноября. В Лондоне Анатолий Вилков в Скотленд-Ярде встретился со "сдатчиком" полотен, то есть с нынешним владельцем. Выяснилось, что это живущий во Франции известный русский антиквар, который приобрел полотна в Германии, не зная об их криминальном прошлом. Он с готовностью согласился вернуть картины в Россию, более того, заявил, что у него есть еще три подобных портрета. Эта информация сейчас проверяется. Следы же привели к первому владельцу картин - германскому бизнесмену, работавшему в Москве в начале 90-х гг.
Сейчас полотна приводятся в порядок реставраторами, будет проведено их экспертное исследование (так как нынешнее их авторство, приписываемое С.Щукину и А.Молинари, не соответствует истине). Затем их разместят в хранилище в Москве и будут ждать, пока мирная жизнь окончательно придет в Чеченскую Республику. Тогда картины из Грозненского музея вернутся домой.
Это не первый пример возвращения полотен, похищенных из Грозненского музея изобразительных искусств. Самая громкая история связана с картиной Франца Рубо "Пленение Шамиля", написанной в 1886 году. Она была украдена из музея в январе 1995 года и более пяти лет хранилась в одном из горных населенных пунктов Чечни. В конце мая 2000 года сотрудники ФСБ РФ и УФСБ по Республике Ингушетия вернули Минкульту России уникальный экспонат, обнаруженный в тайнике под днищем остановленного на блокпосту рефрижератора. По официальной версии, похитители намеревались вывезти картину через Азербайджан в Израиль на продажу за, по некоторым данным, 1,5 млн. долларов.
А в августе 2000 года в Чечне произошла загадочная история с 13 живописными полотнами. Сотрудники спецназа ГУИН Минюста России задержали на границе с Дагестаном прописанного в Санкт-Петербурге чеченца, который вез с собой картины. Задержанный представился Лечей Абаевым, членом Союза художников России, и заявил, что возвращается из родного села Верхний Суворов-Юрт и везет не представляющие особой ценности копии. Художника задержали, а на блокпост привезли экспертов, которые обнаружили на трех изъятых картинах инвентарные номера Эрмитажа, сотрудники которого предположили, что картины могли принадлежать Грозненскому музею.