В течение шести месяцев телекомпания ТВ-6 (ООО "Московская независимая вещательная корпорация") должна самоликвидироваться, создав специальную ликвидационную комиссию. Таково решение апелляционной инстанции Арбитражного суда города Москвы: судья Ольга Демьянова отказала ТВ-6 в жалобе на решение предыдущего суда от 27 сентября на том основании, что стоимость чистых активов телекомпании в течение двух лет была меньше размера уставного капитала. Однако судебные разбирательства вряд ли можно считать завершенными: адвокаты ТВ-6 сразу после оглашения решения заверили журналистов в том, что обратятся в Федеральный окружной арбитражный суд с кассационной жалобой.
Заседание суда проходило достаточно оживленно. Всех присутствующих в зале заметно развеселили заявления представителей истца - негосударственного пенсионного фонда "Лукойл-Гарант", который требовал ликвидации МНВК ("Лукойл-Гарант" владеет 15 процентами акций компании). Так, один из представителей истца заявил, что не знает, какие убытки потерпела их компания от ТВ-6, а позже оказалось, что у НПФ к МНВК "никаких материальных требований не имеется". Вмешалась судья: "То есть как нет? На каком основании вы тогда требуете ликвидации МНВК?" Только после этого лукойловцы пояснили, что решение о назначении гендиректором Евгения Киселева не устроило компанию, а потому они решились подать просьбу о ликвидации компании. Об этом прямо говорилось на одном из собраний акционеров. "Если бы гендиректором назначили нашего кандидата, - заявили они, - то мы не подавали бы иска". "А ваш кандидат смог бы увеличить прибыль компании?" - задал риторический вопрос другой судья.
Эта позиция, казалось, могла помочь МНВК в защите. Адвокат ТВ-6 Андрей Рахмилович убеждал суд в том, что "Лукойл-Гарант" грубо нарушил одну из основных норм Гражданского кодекса - злоупотребил правом. "Если у них нет никаких материальных претензий, - говорит он, - то почему истец подает иск в суд? Почему предлагается крайняя форма разрешения конфликта? Ведь, ликвидировав ТВ-6, "Лукойл-Гарант" уже точно не получит никакой прибыли!" Адвокаты пытались доказать, что "целью иска была не защита собственных интересов, а оказание давления на общее собрание акционеров". Кроме того, защита настаивала, что даже законодатель упразднил норму закона, гласящую, что миноритарный акционер (а таковым является "Лукойл-Гарант") может подать иск о ликвидации всей компании. Правда, эта поправка вступит в действие с 1 января 2002 года. Последний аргумент был тот, что канал ТВ-6 в этом году стал прибыльным, но и это можно будет доказать лишь через месяц, по истечении текущего финансового года. Однако эти доводы не помогли.
Что будет происходить в ближайшее время с ТВ-6, пока неизвестно. Адвокаты телекомпании уже выразили свою обеспокоенность предполагаемыми действиями Минпечати: они боятся, что, воспользовавшись решением суда, министерство попросту отключит кнопку. Как говорит Андрей Рахмилович, для подобных действий "нет никаких правовых предпосылок, а отзыв лицензии невозможен в течение ближайшего полугода". В самом министерстве "НГ" не смогли дать никаких комментариев: ни министра Лесина, ни его заместителей не оказалось на месте.
Сразу после решения суда телекомпания ТВ-6 распространила специальное заявление представителя Госдепартамента США Ричарда Баучера: "Могу сказать, что мы всегда решительно поддерживали независимость российских средств массовой информации. Президенты (РФ и США. - Прим. ред.) неоднократно обсуждали эту проблему во время своих встреч. США убеждены, что свобода средств массовой информации является неотъемлемой чертой того современного демократического общества, которое хочет построить Россия".
Скажется ли репутация "глушителя свободы слова" на бизнесе "Лукойла" в США (этой компании принадлежат около 1400 бензозаправок в Америке), пока неизвестно. Однако кажется, что в компании этим не сильно обеспокоены. Сразу после заседания суда американский журналист задал представителю истца именно этот "наивный" вопрос: мол, обычному американцу не понять, каким образом компания собирается привлекать средства, если она ведет подобные тяжбы. На что представитель "Лукойл-Гаранта" ответил: "Мы живем не в Америке, а в России".