Скоро в Москве появятся суперсовременные пешеходные переходы, в которых вместо греющихся бомжей и сбывающих с рук выращенные на дачных участках овощи пенсионерок будут дежурить охранники. Но, правда, пока неизвестно, будут ли эти переходы открыты в поздние часы, когда людей по улицам ходит очень мало, - это может быть невыгодно.
На днях мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление "О градостроительной концепции строительства пешеходных торгово-сервисных переходов на улично-дорожной сети города", в котором говорится, что уже давно назрела потребность в появлении качественно новых переходов. Столичные власти не в первый раз обращаются к проблеме пешеходных переходов. Вначале чиновники заговорили об этом в 1999 году, когда в Минске из-за давки, возникшей в подземном переходе станции метро "Немига", погибли 53 человека. А в 2000 году, когда произошел взрыв в переходе на Пушкинской площади, городские власти решили ужесточить правила торговли под землей и запретили там продавать взрывоопасные и легковоспламеняющиеся товары.
Сейчас столичные чиновники опять вспомнили о перегруженности переходов, в которых поставили палатки с сигаретами и конфетами. В постановлении говорится, что чрезмерная насыщенность переходов торговыми точками "приводит к крайне неудовлетворительным условиям движения пешеходов и фактическому изменению основной функции: пешеходный переход становится не коммуникацией, а объектом торговли".
Решить эту проблему и призваны новые суперпереходы. Правда, по словам сотрудников ГУП Научно-исследовательский и проектный институт Генплана Москвы (ГУП НИиПИ Генплана Москвы), участвовавших в разработке концепции, пока в план не включили уже существующие переходы. А новые будут возводить там, где люди переходят дорогу по пешеходным дорожкам, возле которых стоят светофоры. Кстати, таким образом отцы города намерены уменьшить и число дорожных пробок.
Переходы будут двух видов: подземные и надземные, проходящие над дорогой. Что-то подобное есть уже на МКАД, но новые переходы, как обещают в мэрии, будут намного шикарней. "Они могут иметь свой неповторимый архитектурный облик, - говорит Елена Лесина, гендиректор ЗАО, участвовавшего в разработке концепции в части строительства надземных переходов. - Переходы могут быть одноуровневые или многоуровневые, но большинство, видимо, будет двухуровневых. В них будут дежурить охранники, там будут продаваться товары народного потребления и располагаться предприятия обслуживания. Например, там могут находиться пункты приема вещей в химчистку, кафе, рестораны и казино. Эти предприятия разместят либо на специальном этаже, либо на том, по которому будут ходить прохожие - все зависит от желания инвестора. Но ширина прохода при этом не должна быть меньше шести метров".
Строительство надземных переходов, по словам Елены Лесиной, будут вести инвесторы, которые затем решат, кто будет заниматься их эксплуатацией - городские организации или частные предприятия. Планируется, что расходы на содержание перехода будут окупаться за счет сдаваемых внаем помещений. На вопрос о том, будут ли переходы закрывать на ночь, Лесина сказала: "Это пока неизвестно, но вообще их содержание обещает стать очень дорогим, поэтому необходимо подумать о целесообразности работы в поздние часы".
А подземные переходы построят там, где возведение надземных невозможно. "Около станции метро "Сокольники", например, есть памятник архитектуры - пожарная каланча, парк и малоэтажная застройка, - говорит главный инженер проектов ГУП НИиПИ Генплана Москвы Татьяна Сигаева. - Надземный переход будет уродовать это место. Или же на Ленинградском шоссе - жилые дома расположены почти вплотную к проезжей части. Разве приятно будет жителям третьих этажей, если к ним из перехода начнут заглядывать в окна? При этом первые этажи вообще останутся закрыты".
Но новые подземные переходы от старых будут отличаться разве что шириной: в проекте уже предусмотрено выделение площади для торговых павильонов. Будет ли там охрана, пока непонятно, но в подписанном Лужковым постановлении говорится, что нужно предусмотреть "защиту от террористических актов".
Первые переходы должны появиться до 2005 года - на Каланчевской площади, на улице Люблинской рядом с метро "Текстильщики", у станции метро "Теплый Стан". Все они будут надземными. Всего же в плане - 79 подземных и надземных переходов.