Вчера к 14.15 спасатели закончили работы на месте катастрофы самолета Ил-18 авиакомпании "ИРС-Аэро". Фрагменты тел 18 погибших пассажиров и 9 членов экипажа доставили в морг областной клинической больницы города Твери.
Как рассказали корреспонденту "НГ" в управлении ГО и ЧС по Тверской области, "самолет Ил-18 (бортовой номер RA-75840) следовал по маршруту Новосибирск-Хатанга-Домодедово". В 21.24 "борт" пропал с радаров наземных служб, с экипажем прервалась связь, и все попытки диспетчеров возобновить ее были тщетны. Обломки разбитого самолета обнаружили спустя несколько часов в 24 километрах от города Калязин. Воздушное судно упало в буквально нескольких километрах от первого жилого дома деревни Захаровка. "Местные жители не пострадали, однако на самом борту выживших нет", - сообщили корреспонденту "НГ" работающие на месте происшествия спасатели.
В понедельник утром на месте трагедии начались поисковые работы. К семи часам утра из-под обломков удалось извлечь 10 фрагментов тел. Кроме того, уже найдены все три бортовых самописца, которые должны помочь определить, что стало причиной крушения лайнера. Начала работу специально сформированная комиссия по расследованию катастрофы во главе с начальником управления ФСБ по Тверской области генерал-майором Игорем Ермаковым.
Насколько известно, пока рассматриваются две версии случившегося. По одной из них - причиной катастрофы стал, как выражаются сыщики, "коммерческий теракт". По некоторым данным, на борту самолета находились представители ряда крупных авиакомпаний города Красноярска и Хатанги. Не исключено, что таким способом решался вопрос конкуренции. В частности, некоторые СМИ сообщали, что на борту Ил-18 находились отец владельца самолета, предпринимателя их Хатанги Олега Кучеренко, а также командир Хатангского объединенного авиаотряда (занимается техническим обеспечением полярных экспедиций) Владимир Овчинников и несколько его заместителей.
Специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) не исключают, что на борту самолета действительно произошел взрыв. Как заметили в беседе с корреспондентом "НГ" представители МАК, "на месте катастрофы обнаружены фрагменты тел, что говорит в пользу версии взрыва авиалайнера на большой высоте". Однако в комитете также обратили внимание на "ряд противоречий между показаниями очевидцев гибели самолета, которые якобы слышали взрыв и видели яркую вспышку в небе, и тем, что в месте падения авиалайнера сбиты верхушки деревьев". Это, по мнению сотрудников МАК, указывает на то, что самолет планировал при падении и у экипажа было время сообщить о сложившейся на борту ситуации.
Независимые эксперты склоняются больше к версии неполадки в двигателях самолета. Бывший специалист Летно-исследовательского института имени Громова Юрий Цовьянов заявил в беседе с корреспондентом "НГ": "К сожалению, у меня нет полной информации по этому происшествию. Однако насколько можно судить по тем обрывочным сведениям, которыми я располагаю, версию теракта можно исключить. Ил-18 действительно является одним из самых безопасных самолетов, но эта машина давно снята с производства и не выпускается с конца семидесятых. Поэтому самолету должно быть минимум 30 лет. Кроме того, "восемнадцатые" очень широко использовались в нашей авиации и имеют довольно большой износ. Поэтому мне представляется вполне вероятным, что произошла протечка одного из двигателей. Топливо скопилось под капотом, произошел взрыв, а оставшейся мощности двигателей просто не хватило, чтобы удержать самолет в воздухе. В такой ситуации вполне вероятно, что после взрыва самолет планировал, тем более что Ил-18 обладает большой планерной способностью".
Между тем компания "ИРС-Аэро" пока даже не предполагает, что могло привести к крушению самолета. Во всяком случае, комментировать ЧП представители ЗАО отказались, заявив: "Пока мы ничего говорить не можем. Наши сотрудники работают на месте трагедии, а здесь полной информации нет, поэтому и комментировать нечего". О том, что на борту самолета были владельцы крупных предприятий, в "ИРС-Аэро" тоже не знают: "У нас есть поименные списки погибших, но сведений о том, чем они занимались, к нам не поступало".