Очередное серьезное ДТП с участием маршрутного такси произошло в начале недели в Москве. По данным столичного ГИБДД, шесть пассажиров маршрутки сети ООО "Трансавтолиз" пострадали от столкновения с рейсовым автобусом "Икарус" в районе Митино. Все они с ранениями разной степени тяжести доставлены в московские больницы. По словам сотрудника столичного ГИБДД, водитель "Газели" на большой скорости пытался обогнать какой-то транспорт и именно поэтому врезался правой стороной в заднюю часть автобуса. В результате водитель и пассажир на переднем сиденье оказались заблокированы, и их пришлось вырезать из машины спасателям Мосгорспаса.
Аварии с участием маршруток происходят с пугающей частотой. По словам одного из сотрудников столичного ГИБДД, "главное для водителей маршруток - получить побольше денег, а то, что жизнь пассажиров постоянно подвергается опасности, их совершенно не волнует". По данным автоинспекции, по сравнению с прошлым годом "маршрутных" ДТП стало по всем показателям больше. Так, за десять месяцев этого года в Москве произошло 26 дорожных происшествий с участием автомобилей компаний "Трансавтолиз", "Сириус-авто", "Автолайн", "Маршрутка". В прошлом году за тот же период произошло 21 ДТП. В этом году погибли 10 человек (в прошлом - 5) и были ранены 42 (37). И в прошлом, и в этом году пострадали по три ребенка. Причем в ГИБДД отмечают, что из общих сводок выпадают ДТП с участием маршруток, если аварию спровоцировали водители другого транспорта и если обошлось без пострадавших.
По данным правительства Москвы, в столице действует около 100 перевозчиков, которые обеспечивают около 1000 коммерческих маршрутов на 6,2 тысячи автомобилях. Обычно каждую машину обслуживают по два водителя, кроме того, достаточно велик процент резервных. Потому очевидно, что одна из самых больших проблем для перевозчиков - найти квалифицированных водителей. Однако вопрос о квалификации отпадает сам собой, когда узнаешь об уровне их зарплат. Как рассказал в интервью корреспонденту "НГ" водитель одной из столичных сетей маршрутных такси, его зарплата составляет около 800 рублей в месяц, однако приезжий из Таджикистана довольствуется и этим.
Сами владельцы маршрутных такси полностью отрицают тот факт, что на них работают неквалифицированные водители из стран ближнего зарубежья. В одной из крупнейших компаний отметили, что "водителей из стран СНГ у нас не более 30 процентов", то же говорят и в других компаниях. А с наиболее частым нарушением водителями маршрутных такси ПДД - превышением скорости борются с помощью... приказов. Так, начальник службы безопасности одной из компаний сказал, что "в компании действует приказ 1998 года, который запрещает развивать скорость более 70 километров в час". Однако единственным средством наказания провинившихся водителей является "увольнение водителей за три нарушения". Подобная ситуация - в другой компании, начальник отдела безопасности которой заявил корреспонденту "НГ": "Увольнение происходит в том случае, если водитель не понимает, что дорога является сферой повышенной опасности". При этом наш собеседник не смог конкретизировать, что свидетельствует о "непонимании" - проблемы с ГИБДД или очередное ДТП.
В управлении транспорта и связи правительства Москвы признают, что "большое количество нареканий к коммерческим перевозчикам" существует, но основная претензия сводится к тому, что "водители не соблюдают интервалы движения, которые заявлены". Тем не менее в столичном правительстве готовится новая программа, согласно которой каждый конкретный коммерческий маршрут пойдет с молотка. Победивший получит право обслуживать его в течение 3-5 лет. Таким образом, удастся избежать дублирования маршрутов несколькими компаниями. А перевозчиков, постоянно нарушающих правила дорожного движения, планируют лишать лицензии и выставлять их маршрут на торги.
Когда эта программа вступит в действие, неизвестно: столичные власти никто не подгоняет. Ведь, как это не странно, пострадавшие пассажиры в подавляющем большинстве случаев даже не пытаются добиться компенсации понесенного ущерба. По крайней мере, неизвестно ни одного случая, чтобы граждане после ДТП предъявили иск к перевозчику.