Так уж мы, россияне, устроены, что любой профессиональный праздник, отмечаемый в нашей стране, едва ли не каждый считает своим - будь то День танкистов или мелиораторов. Что тогда говорить о Дне милиции, который отмечается 10 ноября. Рожденная, как известно, революцией, она и сегодня переживает революционные преобразования - концептуальные и кадровые. Потому что, назначив нового министра внутренних дел, президент России обязал милицию стать еще более народной. Самое главное теперь для МВД - общественная безопасность. А самые главные милиционеры - постовые, участковые, инспектора ГИБДД.
Почему понадобилась такая реформа? По статистике, в последние годы в России совершается по 3 миллиона преступлений. И в этом году, наверное, будет не меньше. Во всяком случае, в первой половине этого года зарегистрировано более 1,5 миллиона правонарушений. Причем, как отмечают милицейские аналитики, все больше совершается преступлений против личности. Комментируя эту тенденцию, начальник управления информации, региональных и общественных связей МВД России Юрий Шувалов так выразил одну из главных задач милицейской реформы: "Необходимо изменить отношение к милиции со стороны населения, вернуть растраченное доверие". Для этого решено изменить оценку "производительности труда" милиционеров. И отказаться от пресловутого процента раскрываемости преступлений, породившего, как признают в милицейском главке, целую систему приписок. Чем больше будет обращений граждан в милицию, считают в центральном аппарате МВД, тем лучше - значит доверяют.
Как бы там ни было, но престиж милицейской службы уже растет. По информации Главного управления кадров МВД России, в третьем квартале текущего года увеличилось количество граждан, изъявивших желание служить в органах внутренних дел Российской Федерации. Впервые за последние годы число принятых на службу сотрудников превысило 70-тысячный рубеж и составило 74 200 человек, а количество уволенных сотрудников резко снизилось. Основной приток кадров в МВД пришелся на последние три месяца.
О том, как приходят работать в милицию и каков сейчас ее образ, редакция "НГ" попросила рассказать нескольких действующих сотрудников подразделений милиции общественной безопасности и ГИБДД - служб, с которыми плотнее всего в повседневной жизни сталкиваются простые граждане.
Полковник Юрий Шакиров, начальник отдела методического обеспечения экзаменационной работы, регистрации и технического надзора Главного управления ГИБДД МВД России:
- Как я пришел в милицию? Была такая история. Я защищал дипломную работу по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей в Таджикском политехническом институте. Подъехал к институту на отцовских "Жигулях" третьей модели. Защитился на "отлично", вышел в хорошем настроении, а машины нет - угнали! Естественно, я пошел в ГАИ. И там на мое заявление дежурный ответил: "Твоя машина - ты и ищи!" Вот в тот момент я и принял решение пойти на службу в автоинспекцию - чтобы плохих людей там было поменьше.
Подполковник Виктор Максимов, старший инспектор УВД Северного административного округа Москвы:
- В милицию я пришел сознательно, уже взрослым человеком. В это время мне уже было 29 лет. Я свято поверил в идеалы, которые принес Юрий Владимирович Андропов. А до милиции я долго работал лаборантом термоядерных установок Института имени Курчатова. Я люблю свою работу и ничего другого для себя не хочу.
Лейтенант А., сотрудник милиции общественной безопасности УВД Центрального округа Москвы:
- Я восемь лет в органах. В милицию пришел, потому что хотел именно здесь работать. Знал, что служба будет непростая, но я вообще простых путей не ищу. Надеюсь, что в ближайшее время служить в милиции станет престижно и к нам будут приходить, чтобы служить Родине. А с тем, как в последнее время показывают милицию во всяких сериалах, - я не со всем согласен, но это хорошо, потому что так или иначе формируется положительный образ простого "земляного мента".
Капитан Павел Бицура, инспектор Главного управления охраны общественного порядка МВД России:
- Я в милицию попал случайно - после того как меня, выпускника МАМИ, задержали за драку на улице и я три часа провел в "обезьяннике". Я там такого насмотрелся, что понял: лучше быть с другой стороны этих баррикад. Месяца два думал, а потом подал заявление. Начал с "земли", а потом дошел до МВД. Я вот что хочу сказать: я много чего про милицию слышал, и правды в этом немало. Но пока находятся люди, которые сюда за идеей приходят, - милиция свою работу будет делать. А от лишних мы обязательно избавимся!
Старший лейтенант Екатерина М., инспектор:
- Я пришла в милицию по любви. Правда, избранник мой оказался не тем, за кого себя выдавал, но я осталась тут работать. И не жалею об этом. Я сейчас в декрете, дома с дочкой сижу. Собираюсь возвращаться - вот только дочка подрастет. Уж ее-то я точно всегда смогу защитить!