В День примирения и согласия в Москве на Красной площади прошел парад ветеранов и будущих защитников родины, организованный правительством Москвы. В нем приняли участие 1200 человек. Правда, это было настолько закрытое мероприятие, что попали на него, помимо самих участников, только члены столичного правительства, депутаты Мосгордумы и представители средств массовой информации.
Журналисты прорывались сквозь милицейские кордоны с большим трудом. Первый кордон встретился на пути корреспондента "НГ" уже на станции метро "Библиотека имени Ленина", около выхода на улицу. Если из метро, хоть и с большим трудом, удалось выбраться, то милиционеры, преградившие путь в переход, ведущий к Александровскому саду, наотрез отказались пропустить корреспондента "НГ". Попасть в сад удалось только через подземный переход напротив факультета журналистики МГУ, и то только потому, что около одного из выходов никого, кроме поливавшего асфальт рабочего Гормоста, не было.
Ветеранов - участников парада 7 ноября 1941 года, которые стояли в Александровском саду в серых шинелях старого образца, издалека можно было принять за солдат действующей армии. Поэтому приехавшая раньше других представителей городских властей первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова их сначала не узнала. "А я думаю - где здесь ветераны? Я думала, это солдаты", - сказала она журналистам, выйдя из Александровского сада.
Депутаты Мосгордумы прибыли большой и шумной толпой, внеся некоторое оживление. "Вас не узнать - вы прямо помолодели. Как на параде в 41-м стоите", - с такими словами подошли они к ветеранам. Появление мэра города Юрия Лужкова и членов правительства Москвы еще больше оживило участников парада. "Спасибо вам за то, что вы делаете для ветеранов", - начали они благодарить Лужкова. "Это мы вас должны благодарить, - отвечал тот. - Я в 41-м пятилетним пацаном был, а вы меня защищали. Я в Москве был в 41-м. Потом нас, всех детей, эвакуировали в Саратов, а мамаша моя осталась в Москве. Через шесть месяцев она поехала туда, выкрала меня и в ящике сюда привезла в 42-м".
В 9 часов утра началось возложение венков и цветов к могиле Неизвестного солдата. Затем все вышли из Александровского сада и возложили цветы к памятнику маршалу Жукову. До начала парада оставалось около 40 минут, но на Красной площади уже стояли колонны кадетов, суворовцев, колонна одетых в камуфляж и гражданскую одежду членов военно-патриотических клубов и поисковиков. Было много ветеранов - одетых в гражданскую одежду участников парада 9 мая 1945 года. К ним присоединились участники парада в 1941 году, которые до этого участвовали в возложении венков.
Холодно, дует сильный ветер. Военный оркестр то и дело принимается играть марши, под которые замерзшие участники парада время от времени начинали маршировать. Чаще всего это делали девушки в колонне поисковиков - в летних ботинках и накинутых на летние костюмы куртках.
По сведениям корреспондента "НГ", парад должен был продлиться пол часа, а у Юрия Лужкова была заготовлена речь к его участникам. Однако, видимо, чтобы не морозить ветеранов, мероприятие провели минут за десять. Никто речей не произносил. Под военные марши колонны прошли перед трибунами (лишь одна из них была частично заполнена людьми) и вышли к Васильевскому спуску. Никаких репетиций мероприятия, как выяснилось, не проводили. Поэтому подготовка участников сильно отличалась от подготовки ветеранов-участников парада 9 мая 2000 года. Но пожилые участники московского парада, тем не менее, старались не ударить в грязь лицом и старались идти в ногу - по старой солдатской привычке.