Несмотря на все оптимистические заявления главы Минфина вице-премьера Алексея Кудрина относительно бюджета-2002, не исключено, что некоторые его параметры все же будут пересмотрены. Надо отдать должное министру финансов - он до последнего старался сохранить "честь мундира", настойчиво убеждая многочисленных оппонентов в том, что бюджет на следующий год является максимально реалистичным. Однако продолжающееся падение цен на нефть, по мнению многих аналитиков, уже стало представлять довольно серьезную угрозу для главного финансового документа страны, чьи основные доходы напрямую зависят от экспорта черного золота.
На традиционном еженедельном совещании с членами кабинета в Кремле президент Владимир Путин предложил председателю правительства Михаилу Касьянову и вице-премьеру Виктору Христенко "представить свои соображения" по корректировке бюджета на следующий год в связи с падением цен на нефть. По его словам, "то, что происходит на мировых рынках нефти, не должно застать нас врасплох". Надо заметить, что первый звонок относительно не слишком благополучного будущего российского бюджета-2002 прозвучал еще на той неделе. Советник директора-распорядителя Международного валютного фонда Стэнли Фишер осторожно заявил, что факторами, вызывающими озабоченность, являются цена на нефть и бюджет на 2002 год, который сверстан из расчета стоимости черного золота в 23,5 долл. за баррель. "Цена на нефть может оказаться ниже этого уровня, и это надо учитывать в бюджете", - указал Фишер.
Несмотря на положительный тон высказываний о будущем российской экономики, советник директора-распорядителя фактически не исключил, что Москве снова может понадобиться помощь МВФ. По его словам, если Россия обратится в ближайшее время за кредитами МВФ, то этот вопрос будет решен положительно. Примечательно, что и Алексей Кудрин не исключает подобного развития событий, правда, делая при этом массу оговорок о том, что к внешним кредитам Россия прибегнет лишь после того, как реализует все имеющиеся в запасе у правительства иные инструменты.
Но так или иначе, формирование финансового резерва, который мог бы облегчить России пиковые выплаты по внешним платежам 2003 года, становится малореальным.