Позавчера вечером в Центральном доме художника на Крымском валу начал работу традиционный форум российских торговцев антиквариатом. Это мероприятие, которое проводится уже в 11-й раз с регулярностью дважды в год, являет собой нечто среднее между выставкой произведений искусства и своеобразным "антикварным развалом" - "блошиным рынком". Любопытно, что число участников Салона регулярно возрастает: на первом их было всего полтора десятка, а сейчас - уже больше сотни (помимо второго этажа ярмарка заняла и антресоли, а на следующий год организаторы - фирма "Выставочные проекты. Экспо-парк" - даже планирует занять и третий этаж огромного здания ЦДХ). При этом речи самих участников о том, что все это предприятие для них как минимум бесприбыльно, все эти шесть прошедших лет не прекращаются. А профессионалы, или, по-другому, аналитики антикварного рынка, также постоянно говорят о том, что "шедевров все меньше и меньше".
И тем не менее антикварные салоны в Москве проходят регулярно и собирают множество продавцов, покупателей и просто зрителей. И это при том, что входные билеты в Центральный дом художника во время работы салонов примерно втрое выше, чем в обычные дни, а арендная плата для участников Салона регулярно растет: полтора года назад она составляла 100 долл. за квадратный метр выставочной площади, сегодня она уже 180 долл. О востребованности антикварных ярмарок говорит и тот факт, что их средняя посещаемость в последние годы превышает 30 тыс. человек. Да и вниманием так называемых ньюсмейкеров или VI-персон они не обделены. Вот и на вернисаже по традиции были завсегдатаи антикварных тусовок: художник Шилов в костюме немыслимых сочетаний цветов, артисты Немоляева с Лазаревым, Глаголева, Петросян┘
Надо сказать, посмотреть на Салоне есть на что. И реалисты, начиная с Шишкина с Айвазовским и передвижниками, и искусство рубежа XIX-XX веков; масса бронзы (особенно увлекаются монументальными формами антиквары из Санкт-Петербурга - их стенды буквально ломятся от скульптуры и огромных люстр). Неожиданно много восточного искусства, с которым выступают несколько специализированных галерей (есть даже галерея африканского искусства). Причем, что характерно, все, с кем приходитсяразговаривать на открытии, отмечали заметно возросший общий качественный уровень всего пространства XI Антикварного салона.