Вчера плавучий док ПД-50 в поселке Росляково всплыл до своей максимальной отметки. Это значит, что атомная подводная лодка "Курск" полностью оказалась на поверхности. Субмарина устойчиво стоит на кильблоках, и следственная группа на ее корпусе работает круглосуточно.
Осушение внутренних помещений лодки идет медленно: специалисты опасаются, что при быстром сливе воды в отсеках возникнут завихрения, которые изменят положения тел и приборов, что затруднит работу следователей и экспертов военных прокуратур Московского и Ленинградского военных округов, а также Северного флота. Которых, кстати, отбирали не только по уровню профессиональной подготовки, но и с учетом психологического фактора. По словам генерального прокурора РФ Владимира Устинова, не все выдержали морально-психологическую нагрузку: ряд следователей пришлось отправить назад. Среди оставшихся девять человек, по его словам, "прошли через Чечню".
Внешний осмотр крышек ракетных шахт показал, что верхняя часть контейнеров с крылатыми ракетами "Гранит" не подверглась деформации. Поэтому офицеры управления ракетно-артиллерийского вооружения Северного флота полагают, что выгрузить ракеты (их 22, и боевая часть каждой весит тонну) удастся в штатном режиме. Хотя и такая операция весьма опасна: ранее в доках ею никогда не занимались.
С помощью прорезанного отверстия в корпусе атомохода специалисты химической, биологической и радиационной служб СФ взяли пробы воздуха в реакторном отсеке. Их анализ дал положительные результаты: реактор заглушен и радиационный фон в лодке соответствует норме. В самом доке, кстати, он не превышает 3 микрорентген в час. Для сравнения: табло на поселковом доме культуры показывает 7 микрорентген.
Мурманск
* * *
Всплывший "Курск" - значительное событие в жизни североморского поселка Росляково, на траверзе которого находится плавучий док ПД-50. Редакция "НГ" провела телефонный опрос жителей поселка, задав им три вопроса: "Пугает ли вас всплывший "Курск"?", "С чего, по вашему мнению, нужно начинать работы на субмарине: с обследования отсеков, где находятся тела погибших, с извлечения ракет или с вырезки реактора?" и "Как вы оценивали действия властей в момент катастрофы и как оцениваете их сейчас?"
Виктор Васильевич, учитель истории: По-моему, переживать совершенно не о чем. У нас в поселке, насколько мне известно, сейчас 6 микрорентген в час - в Москве наверняка в несколько раз больше.
Это не мое дело. Там работают специалисты, и они сделают все так, как положено. В таком вопросе не может быть чисто человеческой точки зрения - здесь нужно быть профессионалом.
Блестяще. И кстати, нужно отдать должное нашему президенту: на мой взгляд, он и тогда и сейчас проявил себя как человек слова. Возможно, "Курск" вообще не следовало поднимать - моряки, погибшие в море, обычно там и находят последний приют, но у президента не было выбора. Ведь лодка лежала на очень небольшой глубине и представляла опасность. На мой взгляд, он сделал все, что мог.
Катя, студентка колледжа: Конечно, не хочется умирать. Я думаю, это не очень приятно.
На мой взгляд, чисто по-человечески сначала нужно было разобраться с телами погибших моряков. Достойно похоронить, а потом уже - реактор, торпеды и все остальное.
Что сказать о действиях правительства тогда, я не знаю, а сейчас - наверное, все делают правильно.
Сергей, рабочий: Да никаких ощущений у меня нет! У нас и до "Курска" здесь полно грязных лодок стояло. Мы тут привыкли жить с атомоходами бок о бок.
Я никаких бы работ проводить не стал. По мне, так оттащить бы его куда подальше...
Как я оцениваю? Да все они деньги на ветер бросают - вот и все. А тогда и вообще ни о чем не думали - только все скрывали.
Нина Григорьевна, пенсионерка: У меня "Курск" стоит под окнами, я вижу его каждый день. Пока все нормально. Сейчас, говорят, там еще ничего особенного не делают, а вот что будет дальше - одному Богу известно. Когда об этом думаешь, тогда, конечно, страшно, но от нас-то ничего не зависит - кто нас спрашивал? Начальство есть начальство. Как скажут - так и будет. А вообще, говорят, реактор-то заржавел...
Как работают? Хорошо. Все правильно делают, я нашим морякам и специалистам верю. Даст Бог, все благополучно обойдется.
Правительство, говорите? Да чтоб они все сдохли! Все из-за них и получилось, так они еще и правду сказать не смогли.