ВОЗМОЖНО, уже в будущем году российские внутренние авиарейсы станут сопровождать сотрудники транспортной милиции. О необходимости присутствия на борту представителей правоохранительных органов на днях заявил начальник Московского УВД на воздушном и водном транспорте Геннадий Губанов. Однако представители большинства российских авиакомпаний восприняли эту инициативу в штыки, назвав ее "сырой и непродуманной".
По данным "НГ", о возможности присутствия на борту милиционеров в МВД заговорили сразу же после терактов в Америке 11 сентября. При этом сторонники идеи ссылались на то, что подобная практика была распространена еще во времена СССР. После захвата воздушного судна с людьми в октябре 1970 года с 1971 по 1980 год практически каждое судно сопровождалось сотрудниками в штатском. Доходило до абсурда: известны случаи, когда милиционеры были вооружены карабинами, спрятать которые под одеждой невозможно.
Правда, пока дальше разговоров дело не пошло. Чтобы небесный конвой стал реальностью, необходима определенная законодательная база. В Межгосударственном авиационном комитете корреспонденту "НГ" заявили: "Вопросы безопасности на воздушном транспорте - прерогатива государства. Но не исключено, что все может быть утверждено ведомственными актами, как в свое время было узаконено наличие у пилотов огнестрельного оружия". А в Минтрансе РФ рассказали, что подобное решение может принять Департамент безопасности авиации, после чего опять-таки понадобятся межведомственные согласования и инструкции.
При этом в Минтрансе "не считают сопровождение самолетов милицией приоритетной задачей безопасности полетов". А большинство представителей крупнейших российских авиакомпаний, с которыми удалось побеседовать корреспонденту "НГ", категорически против нахождения на борту человека с оружием, будь это собственный секьюрити или милиционер. Например, пресс-секретарь авиакомпании "Сибирь" Игорь Волков заявил: "Необходимо ужесточать предполетную проверку пассажиров и грузов еще на земле, не допуская попадания на борт нежелательных личностей, применять в работе психологов, которые могут выявить террориста из общей массы пассажиров, и, наконец, обеспечить охрану судов, находящихся на стоянках". Если же речь идет не о террористах, а об обыкновенных хулиганах, которые вполне могут поднять дебош на борту судна, то и в таком случае, оказывается, можно обойтись без милиции. Например, один из руководителей авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал рассказал, что "в каждом полете на судах авиакомпании имеются специально подготовленные стюарды, способные разрядить обстановку".
Многие авиакомпании уверены: любое находящееся на борту самолета оружие опасно. Оно предполагает стрельбу, которая в условиях ограниченного замкнутого пространства может привести к трагическому исходу. Где гарантия, что пуля не прошьет насквозь обшивку самолета, не попадет в бензобак или в элемент управления воздушным судном, не сразит случайно кого-нибудь из пассажиров? К тому же неизвестно, как поведет себя потенциальный террорист, увидев направленный на него пистолет. Пример из прошлого: 17 мая 1973 года террорист Рзаев захватил Ту-104, следовавший рейсом из Москвы в Читу. Сопровождавший самолет милиционер попытался самостоятельно справиться с бандитом и выстрелил в него из пистолета. В этот момент сработало взрывное устройство - все пассажиры и экипаж погибли.
Однако у инициативы Геннадия Губанова нашлись и сторонники. Например, представитель авиакомпании "Башкирские авиалинии" Ирина Овчинникова считает, что "нет ничего плохого в том, что милиционеры будут находиться на борту - пассажирам от этого будет спокойнее". Не смущают уфимскую авиакомпанию и расходы, неизбежно связанные со специальным обучением милиционеров, и потери авиакомпании - ведь по крайней мере два места в каждом самолете придется выделять сотрудникам МВД.