АВИАКОМПАНИЯ "Сибирь", чей самолет Ту-154 потерпел катастрофу над Черным морем 4 октября нынешнего года по пути из Тель-Авива в Новисибирск, намерена стребовать с украинской стороны в счет понесенного ущерба 10 млн. долларов. Как заявил вчера заместитель генерального директора компании Михаил Кошман, судебный иск "должен быть подан в связи с противоправными действиями третьих лиц".
Кошман не пояснил, что это за лица, заметив, что окончательное решение об иске будет принято только после получения компанией официального заключения госкомиссии о причинах катастрофы. Впрочем, сам факт такого заявления официального представителя авиакомпании указывает на то, что ее руководству уже известно, каким будет заключение госкомиссии. А значит, можно не сомневаться, что под суд пойдет Украина, чья ракета С-200 выбрала своей целью пассажирский лайнер, на борту которого были 78 человек.
Что же касается сроков обнародования решения комиссии, то, как сказал корреспонденту "НГ" пресс-секретарь "Сибири" Игорь Волков, скорее всего это произойдет не раньше 4 ноября. Пока же юристы авиакомпании и ее страховщика - фирмы АФЕС - изучают все процессуальные тонкости, которые предстоит учесть при обращении в суд. Торопиться они не намерены: подобного случая в российской юридической практике еще не было, а малейшая процессуальная оплошность может обернуться миллионами потерянных долларов. На вчерашний день еще не были определены даже такие ключевые положения, как место (страна) подачи иска, ответчик (государство Украина или его институты) и форма искового заявления.
В то же время в "Сибири" готовы объяснить, откуда взялась такая крупная сумма - 10 млн. долларов. По словам наших собеседников, прежде всего учитывается стоимость погибшего самолета. С учетом выработанного ресурса она достигает 5,5 млн. долларов (совсем новый самолет стоит 7 млн., а готовый к списанию - 4 млн. долларов). К этому присовокупляются различные расходы компании, связанные с последствиями катастрофы: на переезды и размещение родственников погибших пассажиров, выплаты "похоронных" денег, поисково-спасательные работы. Разумеется, в "Сибири" говорят и об упущенной коммерческой выгоде как о прямом последствии катастрофы. Как ее высчитывать, точно не известно, но в "Сибири" убеждены, что вместе с суммой этого ущерба как раз и набираются 10 млн. долларов.
Кроме того, в авиакомпании учитывают, что иски могут быть поданы и родственниками погибших. Причем еще неизвестно, кого они могут посчитать ответчиками - украинских зенитчиков или хозяев сбитого самолета. Многие из них, например, убеждены, что "надо знать, где летишь". В этой ситуации руководство "Сибири" решило взять инициативу в свои руки и заключило договор с новосибирской юридической фирмой "Тиссен и партнеры". Ей поручено с этого понедельника заниматься урегулированием всех вопросов, связанных с выдачей страховых выплат российским родственникам погибших. Сотрудники фирмы пояснили нам, что их главная задача - собрать максимум информации о заявителях для страховых компаний. За два дня "Тиссен" посетили уже 6 семей. По словам наших собеседников, те, кому положена выплата страховок, уже на первом этапе получат от страховщиков от 1000 до 2000 долларов. Сумма выплат второго этапа будет определяться индивидуально.
В общем, руководству "Сибири" есть над чем ломать голову. Ведь, как заявил в понедельник секретарь Совета безопасности РФ Владимир Рушайло, "российская сторона никаких выплат компенсаций и страховок по международному праву осуществлять не должна".