НА ВСТРЕЧЕ президента Путина с российским генералитетом 17 октября был утвержден план по реализации российских военных интересов на территории Афганистана и других государств Центральной Азии. А уже вечером того же дня в Таджикистан вылетел начальник Генштаба Анатолий Квашнин.
Очевидно, российские генералы считают, что развертывание военной авиационной базы США на территории Узбекистана со временем будет угрожать интересам России. В обмен на американское присутствие в Узбекистане США предложили Ташкенту крупную финансовую помощь и инвестиции в промышленность и сельское хозяйство, которая оценивается в 8 млрд. долл. (сумма, равная годовому военному бюджету РФ).
В Министерстве обороны РФ доминирует суждение, что, создав в Узбекистане плацдарм для проведения спецоперации в Афганистане и нанесения удара по талибам, США в корне меняют геополитическую ситуацию в Центральной Азии. Сейчас перед военными ставится задача не наделать новых ошибок при поддержке контртеррористической операции США, руководствуясь главным образом национальными интересами РФ. Задача максимум - нейтрализовать здесь растущее американское влияние.
Отрядам Фахима, завязшим в боях на подступах к перевалу Саланг и близ Кабула, не хватает наличных денег. Россия и Таджикистан не дали его войскам ни копейки. Специалисты отмечают, что, если бы Фахима основательно профинансировали, провинции Кундуз и Тахар были бы освобождены в считанные дни. Пример с Дустумом - яркое тому подтверждение. Еще месяц назад не имевший у себя в подчинении почти никого, он, получив от США через Ташкент изрядную долларовую подпитку, перекупил полевых командиров развернул наступление на Мазари-Шариф и Хайратон.
России не остается ничего другого, как предоставить Фахиму деньги, считают военные. Он и верные ему силы в провинциях Герат и Гор должны наступать и взять под контроль как можно больше территории. Путин, определяя на совещании с генералитетом национальные приоритеты, согласился с тем, что Россия в послевоенном устройстве Афганистана должна доминировать в северных его провинциях. Нельзя допустить там создания выгодных Узбекистану и США "автономий", на которых тут же могут разместиться военные базы этих стран.
Сейчас Пентагон бомбит в Афганистане только те цели, которые выгодны генералу Дустуму (Ташкенту) и пропакистанским пуштунским племенам так называемой Восточной шуры. Таджикские же войска из состава Северного альянса ведут наступление без поддержки ВВС США. Американцам невыгодны успехи настроенных в пользу России таджикских кланов на территории Афганистана.
Возможно, Квашнин привез в Душанбе конкретные предложения, которые позволят радикально изменить ход боевых действий на севере Афганистана.
Таким образом, война в Афганистане ведет к столкновению интересов России и США.