СОВСЕМ скоро может быть возбуждено уголовное дело по фактам поставки контрабандной мебели в известные московские мебельные магазины - мебельный центр "Гранд" и торговый комплекс "Три кита". Об этом сообщил на вчерашней пресс-конференции заместитель начальника Управления таможенных расследований и дознания ГТК РФ Владимир Остапенко.
Одно такое уголовное дело уже заводилось в прошлом году ГУВД Московской области, но вскоре было передано в Следственный комитет МВД России, а потом - закрыто за отсутствием состава преступления. При этом против следователя Зайцева, который занимался этим расследованием, было возбуждено уголовное дело за превышение служебных полномочий. Владимир Остапенко сказал, что "знает Зайцева как честного и порядочного человека", а также сообщил, что пытался ознакомиться с материалами о контрабанде, поскольку ему "это надо было для работы", но Генпрокуратура отказала.
Возбуждение нового уголовного дела может гораздо сильней осложнить жизнь подозреваемым в контрабанде. Уже сейчас в Управлении таможенных расследований и дознания ГТК РФ, по словам его руководителей, рассмотрено 400 эпизодов и "на подходе еще 500". Тогда как в закрытом уголовном деле было лишь два эпизода, да и те, по мнению представителей управления, "были рассмотрены не очень тщательно". Владимир Остапенко, например, удивляется, почему никого не заинтересовал тот факт, что многие фирмы-однодневки, которые, по его словам, создавались для ввоза контрабандной мебели, были созданы по паспортам умерших людей и по утерянным паспортам.
Первый заместитель начальника таможенной инспекции ГТК РФ Михаил Берновский сказал, что таможенники столкнулись с "организованной преступной системой" и что "все пути вели в "Три кита" и "Гранд". По его словам, для того чтобы отдать в государственную казну меньше денег, контрабандисты занижали вес и стоимость товара, допускали недостоверное декларирование, то есть вместо наименования ввозимого товара ставили наименование близкого ему товара. Кроме того, по его словам, таможенники обнаружили и множество поддельных сертификатов соответствия, и поэтому неизвестно, является ли краска или клей, использовавшиеся в процессе изготовления мебели, безвредными для здоровья человека. Но сейчас это уже невозможно выяснить, поскольку большинство товара уже раскуплено.
При этом, по словам таможенников, в деле о контрабандных поставках мебели замешаны и иностранцы: инвесторами, фигурирующими в деле, являются немцы Вольф и Уве Пфайфле. Представители Государственного таможенного комитета сказали, что не могут раскрывать все тайны следствия. Но намекнули, что есть и след, ведущий в Америку: в Италии и Испании за товары обычно расплачиваются местной валютой, а за некоторые партии мебели, привезенные в Москву из этих стран, "покупатели расплатились долларами".