ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ украинской стороной России материалы о военных учениях, которые Киев проводил в начале октября, явно не удовлетворили президента РФ. Владимир Путин поручил министру обороны Сергею Иванову направить в Киев срочный запрос с просьбой предоставить "дополнительные технические данные по пуску ракет комплекса С-200 4 октября в 13.41".
В первые дни расследования гибели самолета Ту-154 авиакомпании "Сибирь" были выдвинуты три основные версии: о неполадках в системе лайнера и о воздействии взрывной волны изнутри и снаружи самолета. Чтобы проверить эти версии, членам госкомиссии необходим, как они выражаются, "исходный материал" - обломки фюзеляжа, крыльев и хвостового оперения погибшего Ту-154. Среди обнаруженных фрагментов есть и такие, которые указывают на характерные признаки взрыва - металлический обломок обшивки самолета с многочисленными сквозными отверстиями, а также пассажирское кресло, металлический столик имеет множество хаотично расположенных "рваных" дырок. Однако члены госкомиссии и в первую очередь председатель Международного авиационного комитета Татьяна Анодина заявляли корреспонденту "НГ", что "определить происхождение и тип отверстий можно будет лишь по окончании баллистической экспертизы" (по данным "НГ", ее будут проводить специалисты ФСБ).
Гибель самолета Ту-154 российской авиакомпании "Сибирь" стала, по сути, первым серьезным испытанием для нового секретаря Совета безопасности РФ Владимира Рушайло. Сегодня глава Совбеза занимает четкую позицию: никаких предположений и версий, только документально подтвержденные факты.
- Владимир Борисович, определены ли сроки проведения операции?
- Мы не ставим какие-нибудь крайние сроки. Поисковые и спасательные работы будут продолжаться ровно столько, сколько это нужно, и до тех пор, пока позволяют погодные условия.
- Поставлена ли поисковикам задача опуститься на дно Черного моря в районе места катастрофы и собрать максимальное количество обломков?
- Первоначальная цель, которая поставлена и которая вполне достижима, - извлечение всех фрагментов, имеющих отношение к месту катастрофы. Это обломки фюзеляжа самолета, вещи, которые находятся либо на поверхности, либо во взвешенном состоянии под водой, но которые можно достать, личные вещи, принадлежащие членам экипажа, пассажирам самолета, - любые мельчайшие детали, которые могут иметь отношение к авиакатастрофе. Нужно отдать должное: те суда, которые были дополнительно привлечены, позволили изъять большое количество и частей фюзеляжа - это крайне важно для проведения технических исследований нашей технической подкомиссии, и личные вещи пассажиров - фотографии, записные книжки, другие документы. Все это позволяет воссоздать более полную картину происшедшего и помогает в проведении опознания родственниками тел погибших.
- Будут ли привлечены к работам на Черном море иностранные водолазы и специалисты в области проведения глубинных работ?
- Мы направили запрос в Соединенные Штаты по линии МИД, в Государство Израиль. Сейчас исследуется возможность привлечения специалистов других стран, которые обладают навыками проведения глубоководных работ. Безусловно, мы по максимуму будем привлекать всех, кто может оказать нам помощь.
- Пригодится ли опыт, полученный российскими специалистами при проведении работ в Баренцевом море по подъему атомохода "Курск"?
- Конечно же, мы будем применять полученные знания, но я хотел бы заметить, что в обоих случаях слишком разные глубины. Если "Курск" лежит на глубине около ста метров, то здесь глубина - 2140 метров. Я хотел бы обратить внимание, что состояние водной среды совершенно другое. На уровне ста метров начинается сероводород, а внизу - практически полное отсутствие видимости, а также активное, как говорят специалисты, поведение водной среды.
- Если в процессе расследования обнаружится причастность к трагедии вооруженных сил Украины, будет ли это озвучено или останется достоянием только членов госкомиссии?
- Мы сейчас не говорим о предположениях. Все, что будет объективно установлено, ляжет в основу заключения государственной комиссии, и, безусловно, общественность об этом будет знать.
* * *
Члены госкомиссии по расследованию причин катастрофы самолета Ту-154 авиакомпании "Сибирь" трудятся практически по 24 часа в сутки. Однако иногда корреспонденту "НГ" удавалось пробиться к этим сверхзагруженным людям, и вот что они рассказали.
Не будем устраивать воздушных боев
Сергей Фридинский, заместитель Генпрокурора России: "Основное внимание мы сосредоточили на работе с людьми. Это исследование поднятых тел, фрагментов тел, работа с родственниками, а также исследование объектов, которые поднимаются с места катастрофы самолета. Что касается появившейся информации о том, что в одном из тел якобы имеются пулевые ранения, то давайте не будем устраивать воздушных боев. Самые достоверные данные - либо у следственных органов, либо у представителей госкомиссии. Даже мы не беремся делать умозаключения, чтобы они не были неправдой. Не потому, что мы что-то скрываем, а потому, что мы не хотим говорить веши, в которых не уверены. И до тех пор, пока не будет заключения экспертиз, пока не будут исследованы тела и вещественные доказательства, мы не будем говорить, что откуда изъято".
Речь не идет о ЧП на борту
Татьяна Анодина, председатель Межгосударственного авиационного комитета: "Если даже не будут подняты "черные ящики", то говорить о том, что причины катастрофы установить нельзя, неверно. Когда-то авиация вообще обходилась без "черных ящиков", но катастрофы все-таки расследовались. Кроме того, в настоящий момент у нас есть довольно много информации. Во-первых, это траектория полета, во-вторых - средства объективного контроля, то есть независимые показания очевидцев случившегося. Что касается заявления об обнаружении предметов, не относящихся к конструкции самолета, то для специалистов это означает очень много. Многое можно будет почерпнуть и из результатов баллистических экспертиз - будет ясно, откуда произошло воздействие на самолет. Но скорее всего речь не идет о ЧП на борту - в данном случае есть масса возможностей оповещения о нештатных ситуациях".
Найти "черные ящики" будет сложно
Александр Москалец, заместитель министра МЧС: "Поисковые и спасательные работы будут вестись не только в дневное время. Не скрою, ночью работы будут вестись не в том объеме, что в светлое время. Кроме того, маленькие спасательные суда не смогут работать в условия "балльности". Для обследования морского дня планируется привлечь аквалангистов. При этом мы изучаем возможность обследования морского дна. Мы не отказываемся от полного решения всех задач как для решения технических вопросов расследования причин катастрофы, так и в интересах прокуратуры. Нужно отметить, что глубина на месте катастрофы составляет 2140 метров, сероводород, температура на дне четыре градуса, жидкий ил. Это создаст определенные сложности. В районе катастрофы будет работать научно-исследовательское судно "Академик Голицын", принадлежащее РАО "Газпром". Судно имеет системы динамического позиционирования, гидролокатор бокового обзора, подводный необитаемый аппарат "Тритон", предназначенный для работы на глубинах до двух с половиной километров, а также краны повышенной грузоподъемности. Конечно, сейчас неясно, будет ли удачной эта экспедиция, но по крайней мере государственная комиссия и все специалисты постараются установить истину.
Что же касается поисков "черных ящиков", то найти их будет сложно. Есть такое выражение - "концы в воду". В данном случае поиски осложняются большими глубинами и особенностями Черного моря. Даже имея подводные аппараты, придется достаточно сложно. Сам по себе оранжевый шар ("черный ящик") имеет размер около 30 сантиметров в диаметре. А приземный слой ила, который находится в точке залегания обломков, составляет более 30 сантиметров. Но дело еще и в том, что сам по себе самописец скорее всего находится в конструкции самолета. Я не думаю, что он отделился. Практика показывает, что мы ищем самописцы в тех местах самолета, где они конструктивно находятся. Так было и в Иркутске, и в Хабаровске".
Это трагедия и для нас, и для Израиля
Александр Салтанов, директор департамента стран Ближнего Востока и Северной Африки МИД: "МИД России, участвуя в определении причин случившегося, работает в тесном контакте с партнерами и, разумеется, прежде всего с израильской стороной. Это трагедия и для нас, и для Израиля. Мы находимся в постоянном контакте с израильскими представителями. Мы получаем определенную информацию, которая содействует работе нашей комиссии, с нашей стороны оказано содействие для приезда в Сочи родственников погибших на опознание. Работаем и по другой линии - обеспечиваем прибытие в Сочи израильских экспертов".