САМОЛЕТ Ту-154, летевший из Тель-Авива в Новосибирск, рухнул в Черное море с высоты более 11 км. Насколько возможно установление истинной причины авиакатастрофы, когда обломки самолета исчезают на огромной морской глубине площадью в несколько десятков квадратных километров? На этот вопрос корреспонденту "НГ" ответил один из наших экспертов, специалист по испытанию самолетной техники, бывший сотрудник Летно-испытательного института им. Громова Юрий Цовьянов:
- Прежде всего замечу, что для того, чтобы получить относительно объективную оценку случившегося, версию технических неполадок надо отбросить в первую очередь. Не бывает таких неполадок, чтобы самолет ни с того ни с сего взорвался в воздухе. Во всех прочих случаях экипаж мог и обязан был связаться с землей и сообщить о неполадках. Если предположить, что у самолета отказали все двигатели, а экипаж не мог выйти на связь по причине отказа системы, то лайнер разбился при ударе о воду. При этом на месте катастрофы должно остаться топливное пятно и разброс обломков будет незначительным. Насколько же известно, ярко выраженного топливного пятна на месте крушения нет, а обломки, по информации МЧС, разбросаны в радиусе 25 км. Из этого можно сделать вывод, что самолет скорее всего начал разрушаться еще в воздухе. Причиной этого может быть либо сильный взрыв на борту, либо попадание ракеты.
Большинство обломков и "черные ящики" лежат на глубине более 1000 метров, а начиная с глубины 100 метров в этом районе начинается зона сероводородного загрязнения. В этой среде работа любой ныне существующей глубоководной техники практически невозможна. Экспертам придется работать лишь с тем материалом, что остался на поверхности. А тяжелые самописцы в металлических корпусах, к сожалению, не плавают. Однако при проектировании "черных ящиков" предполагалось, что самолет может упасть в воду. Поэтому большинство моделей самописцев оснащены сигнальными буями, по которым можно было бы определить их местонахождение. Проблема, однако, в том, что трос, которым буй крепится к самописцу, имеет весьма ограниченную длину и в данном случае не достает до поверхности. Видимо, местонахождение "черных ящиков" можно все-таки установить по сигналу радиомаяка, но достать их с химически агрессивной глубины Черного моря, повторю, едва ли возможно.