К ЧЕТЫРЕМ годам лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания на три года приговорил на днях Кировский районный суд столицы Башкирии 26-летнего инспектора службы безопасности уфимского международного аэропорта Юлая Аминова. За время работы в аэропорту Аминов умудрился "разобрать" 21 самолет, принадлежащий авиакомпании "Башкирские авиалинии". Главным образом инспектора интересовали драгоценные металлы (в первую очередь палладий), в значительных количествах содержащиеся в системах авиационных радиостанций.
В начале июня 2000 года дежурные авиатехники компании "Башкирские авиалинии" стали замечать, что у некоторых самолетов, находящихся на запасной стоянке (так называемый отстойник), открыты форточки пилотских кабин. Кроме того, на многих самолетах не были опломбированы двери. А 15 июня, когда руководство авиакомпании обдумывало план предстоящей ревизии, от авиатехников поступило куда более серьезное сообщение: на большинстве самолетов "Башкирских авиалиний" разобраны радиостанции и отсутствуют блоки для осуществления экстренной связи с землей. Значительная часть воздушного парка "Башкирских авиалиний" оказалась фактически непригодной к использованию.
Расследованием занялись оперативники ЛОВД аэропорта. Милиционеры установили, что разграблению подверглись 15 самолетов Ан-2, 3 - Ту-154 и 3 - Ан-24. На них отсутствовало в общей сложности 54 блока от радиостанций "Ядро", "Балкан-5" и "Баклан-20". Стало ясно, что вора нужно искать среди сотрудников самой авиакомпании. Однако сделать это было не просто: в "Башкирских авиалиниях" трудятся несколько сотен человек. Как утверждают оперативники, они стали "примерять" к кражам едва ли не всех сотрудников авиакомпании. Круг подозреваемых постепенно сужался. И, как рассказал корреспонденту "НГ" старший оперуполномоченный ЛОВД Анатолий Садомский, "реальный подозреваемый появился уже к 20 июня".
После окончания Бугурусланского летного училища молодой летчик Юлай Аминов не сумел устроиться на "небесную" работу. Пришлось искать "земную". И в конце 90-х годов, когда ему предложили место инспектора службы безопасности в аэропорту Уфы, Аминов не отказался. Однако монотонная работа и крохотная комната в служебном общежитии скоро наскучили несостоявшемуся летчику. Однажды он обратил внимание на многочисленные пункты приема драгоценных металлов в Уфе. Решение пришло само собой: контактные группы, интегральные схемы и некоторые электролитические конденсаторы радиостанций, применяемых в самолетах, можно было выгодно продать. Для начала Юлай оценил свои возможности. Инспектор службы безопасности в свою смену мог беспрепятственно перемещаться по аэропорту и даже заходить в "отстойник". В начале июня Аминов, открыв отверткой форточку пилотской кабины, залез в Ан-2. Как летчик по образованию, он знал, где находится радиостанция, и умел быстро вынуть из нее необходимые блоки. Прямо в комнате "общаги" Аминов распотрошил блоки и остался доволен результатом. Потом были новые и новые кражи. Так продолжалось несколько месяцев, пока транспортные милиционеры не пришли к вору домой...
По словам Анатолия Садомского, при обыске в комнате Юлая Аминова было обнаружено несколько нетронутых блоков (злоумышленник еще не успел ими заняться), а также стеклянный граненый стакан, набитый драгметаллами. Взятый с поличным, Аминов свою вину не отрицал и сразу же дал признательные показания. Впрочем, деваться ему было все равно некуда - в поселке Аэропорт милиционеры отыскали яму, в которую молодой человек сбрасывал детали от радиостанций, не содержащих золота, серебра, платины и палладия.
Следствие длилось около года. Несмотря на утверждения злоумышленника, что он "сумел заработать на контактах 15 тысяч рублей", суд установил, что ущерб, нанесенный Аминовым авиакомпании "Башкирские авиалинии", составил 4,5 млн. рублей. Как говорят транспортные милиционеры, после вынесения приговора несостоявшийся летчик уехал из Уфы. И даже если в течение трех лет Аминов не будет замечен в правонарушениях (в противном случае он отправится в колонию), вернуться к авиационной работе он уже не сможет.