Вчера в Мосгорсуде началось оглашение приговора по делу бывшего министра юстиции России Валентина Ковалева и его помощника Андрея Максимова, обвиненных в неоднократном хищении казенного имущества и получении взяток. По данным Следственного комитета МВД, общая сумма похищенных денег составила около 1,029 млрд. неденоминированных рублей. Кроме того, установлено, что в 1996-1997 годах Ковалев, занимая пост министра юстиции России, получал взятки: 40 тыс. долларов наличными, а также квартиру и земельный участок.
Валентина Ковалева арестовали 3 февраля 1999 года, предъявив обвинение в растрате госсредств, получении взятки и незаконном хранении боеприпасов. Незадолго до этого разразился знаменитый "банный скандал": в июне 1997 года появилась публикация, снабженная кадрами, запечатлевшими Ковалева в сауне в компании с обнаженными женщинами. После этого министр обратился к президенту РФ Борису Ельцину с просьбой об отставке. Спустя две недели президент удовлетворил просьбу.
Уголовное дело, в котором Ковалев фигурирует в качестве обвиняемого, связано с деятельностью Фонда общественной защиты гражданских прав, который он создал в бытность министром юстиции совместно с Сергеем Калашниковым, впоследствии министром труда и соцзащиты. По данным следствия, Ковалев присвоил 50 тыс. долларов. Уже на второй день пребывания в Бутырке, куда первоначально доставили бывшего министра, Ковалев объявил голодовку, требуя допустить к нему адвоката и перевести в СИЗО "Лефортово". Требование заключенного было удовлетворено лишь отчасти: адвокату Анатолию Кучерене, вызвавшемуся защищать экс-министра юстиции, разрешили встретиться со своим клиентом, после чего его перевели в Матросскую Тишину. Видимо, опасаясь возможных провокаций в следственном изоляторе, Ковалев направил президенту письмо, в котором утверждал, что жив и здоров и не собирается добровольно уходить из жизни.
4 апреля прошлого года самый высокопоставленный узник СИЗО "Матросская Тишина" Валентин Ковалев вышел из-под стражи. Мера пресечения Ковалеву была смягчена решением Владимира Устинова, исполнявшего в то время обязанности генпрокурора. А формальным поводом, по словам тогдашнего адвоката экс-министра Анатолия Кучерены, стало окончание ознакомления подследственного с материалами дела, насчитывающего 48 томов.
Ковалев свою вину не признал и расценил выдвинутые против него обвинения как "ложные". Адвокат Ковалева Вячеслав Жуковский просил суд оправдать его "за недоказанностью участия в преступлении", отметив, что "многочисленные и системные нарушения закона в ходе предварительного следствия делают ничтожными все его результаты". Андрей Максимов частично признал свою вину и заявил суду о раскаянии.