ПЯТАЯ Международная выставка оборонной, авиакосмической и морской техники IDEF-2001 открылась вчера в Анкаре. Этот салон, входящий в десятку крупнейших мировых выставок вооружений, проводится под эгидой Министерства национальной обороны Турции с участием турецкого фонда поддержки и развития вооруженных сил. Выставочные площади (павильоны и открытые площадки) составляют 35 тыс. кв. метров.
Россия принимает участие в IDЕF в пятый раз. В соответствии с распоряжением правительства РФ организатором единой российской экспозиции определено ФГУП "Рособоронэкспорт". Нашу делегацию возглавляет главный советник этой компании Анатолий Аксенов. Выставочная экспозиция РФ сформирована исходя из наиболее перспективных направлений военно-технического сотрудничества с Турцией и другими странами региона. Одиннадцать предприятий российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) представляют на IDEF свыше 180 образцов вооружений и военной техники (ВВТ).
Как отметил Анатолий Аксенов, перед "Рособоронэкспортом" в ходе работы IDEF-2001 стоят две основные цели: познакомить иностранных специалистов с достижениями ОПК России, а также продвинуть ряд перспективных проектов на турецкий рынок. Отметим, что недавно принятая программа модернизации вооруженных сил Турции рассчитана на 30 лет. На эти цели поэтапно планируется выделить 150 млрд. долл.
Центральное место в российской экспозиции занимает экспортный ряд вертолетов марки "Ка" и "Ми": вертолет радиолокационного дозора Ка-31, корабельный противолодочный вертолет Ка-28, тяжелый транспортный вертолет Ми-26 и его модификации, многоцелевые ударные вертолеты Ми-35 и Ми-35П, в том числе модернизированные для круглосуточного применения.
Наибольшие надежды российской делегации связаны с боевым вертолетом Ка-50-2 "Эрдоган", который является продуктом совместной работы российских компаний и их зарубежных партнеров (израильской фирмы IAI и украинской "Мотор-Сич") в рамках международного тендера на организацию производства в Турции 145 разведывательно-ударных вертолетов по программе "АТАК" для армейской авиации Сухопутных войск. Машина обладает повышенной маневренностью, большой полезной нагрузкой (до 2500 кг), радиусом оперативного применения в 450 км и самой высокой по сравнению с зарубежными аналогами скоростью полета (350 км/ч). Стоимость программы оценивается в 3,5 млрд. долл.
Год назад турецкие представители начали было контрактные переговоры с американской фирмой "Белл Хеликоптер Текстрон" об условиях приобретения вертолетов AH-1Z "Кинг кобра", однако в дальнейшем они были приостановлены. Анкару не устроил ряд ограничений, которые наложили США по вопросу объема передачи технологии производства вертолетов, а также принципов их боевого применения - только для выполнения союзнических обязательств в рамках НАТО.
Российские предложения более приемлемые, каких-либо ограничений нет. К тому же турецкая сторона получила гарантии правительства РФ о передаче технологий в требуемом объеме. В кооперации по производству "Эрдогана" будет задействовано около 20 турецких фирм, дополнительно создано 15 тыс. рабочих мест. Ко всему стоимость предложений РФ ниже, чем у конкурентов. Часть контракта может быть засчитана в счет погашения долга бывшего СССР. В рамках вертолетного тендера будет рассматриваться вопрос и о поставке Турции системы активной защиты "Арена-Э", которой планируется оснастить перспективную турецкую бронетехнику.
Анкара