НЕДАЛЕК тот день, когда водители большегрузных автомобилей, следующих по территории Москвы и Подмосковья, согласятся отправиться в дорогу только в сопровождении вооруженной охраны. Только в этом году на подмосковных трассах самыми разнообразными способами преступники завладели 155 гружеными фурами, а также специальным строительным транспортом: бульдозерами, экскаваторами и автокранами.
Как утверждают специалисты уголовного розыска, проблема хищения большегрузных автомобилей не нова - она существует уже добрых тридцать-сорок лет. Своего пика этот вид преступлений достиг в середине 90-х, когда в столичный регион хлынул поток фур из провинции и из-за рубежа. Преступники действовали нехитро: наставив на водителя большегруза оружие, они заставляли его свернуть в сторону ближайшей лесополосы, где уже поджидал многотонный автомобиль. Товар быстренько перегружали, а потерпевшего водителя привязывали к дереву. Кстати, сама фирма-отправитель в результате подобного разбойного нападения не страдала: как правило, весь груз был застрахован. Арсенал действий бандитов, "наезжающих" на дальнобойщиков, был весьма разнообразен: от угроз расправиться с шофером до предложения ему денег. Нередко преступники использовали форму сотрудников ДПС. Дальнобойщики со стажем рассказывают, что "непонятно откуда взявшийся милиционер на темной дороге куда опаснее братков: понять, настоящий это гаишник или нет, нельзя, пока не остановишься".
Сегодня дорожные грабители отказались от примитивного "гоп-стопа" и предпочитают фуры из государств СНГ. Злоумышленники заранее выясняют, кто, что и куда везет, с помощью своих людей в крупных предприятиях-поставщиках и на таможенных терминалах. Затем идет серьезная работа по подготовке документов: точной копии настоящих накладных, счетов и путевого листа, в которые заранее вписываются новые места назначения груза и водитель. Одновременно преступники пытаются договориться с настоящим водителем. Если это удается - полдела сделано, и фура, спокойно проследовав по территории Москвы и Подмосковья, уходит в нужном направлении. Если же водитель упрямится, то его "меняют" по пути следования.
Несмотря на то что милиционеры периодически задерживают перегонщиков угнанных автомобилей, выйти на организаторов преступных групп до сих пор не удалось. По оперативным данным, существует несколько групп, специализирующихся на данном виде преступлений. В основном это представители Северного Кавказа (только за это лето угнанные с территории Подмосковья грузовики находили в Ингушетии и в Северной Осетии). Почерк кавказцев, как говорят оперативники, более грубый: они предпочитают прямой "наезд". Славянские же ОПГ, действуют изощреннее, используя принцип "кнута и пряника". Это именно они пытаются вначале договориться с дальнобойщиком, а уже затем прибегают к силовым методам.