ВЧЕРА члены правительства Москвы собрались на заседание, чтобы рассмотреть проект постановления, призванного упорядочить размещение наружной рекламы в столице. Однако очень скоро обсуждение переросло в череду гневных выступлений, направленных против коммерческих фирм и предприятий, которые не только пишут на своих щитах все, что угодно, но и устанавливают их зачастую незаконно, уродуя облик города. Много резких слов было сказано и в адрес представителей структур, которые плохо следят за тем, что делают предприятия, и часто сами санкционируют установку рекламных щитов в самых не подходящих для этого местах. А Юрий Лужков даже попросил начальника Управления правительства Москвы по делам наружной рекламы, информации и оформления города Владислава Котова дать "официальные объяснения", почему не выполняются распоряжения, касающиеся электронной и мобильной рекламы. Меры по улучшению такой запущенной ситуации, предложенные в проекте постановления, признали недостаточными и отправили проект на доработку.
Больше всего, пожалуй, члены правительства Москвы возмущались перенасыщенностью улиц рекламными щитами и тем, что многие из них устанавливаются где попало, подчас загораживая памятники архитектуры. Юрий Лужков привел пример, когда около года огромный рекламный щит загораживал Триумфальную арку, а пришедший на заседание депутат Мосгордумы Андрей Широков сказал, что "москвичи уже забыли, где находится гостиница "Москва". Она теперь называется "Балтикой" из-за огромной рекламы наверху".
"Перенасыщение стало настолько очевидным, что мы уже не видим города", - подытожил выступления на эту тему Лужков и распорядился создать генплан размещения рекламы. "Когда мы строим дом, мы многое учитываем, а когда мы устанавливаем щит, который размерами похож на одноэтажный дом, нам наплевать", - сказал мэр. Сейчас выбором мест для установки щитов фактически занимаются рекламодатели, а представители городских властей только регистрируют их решения.
Более того, многие фирмы устанавливают свои щиты, не ставя об этом в известность городские власти. Сейчас в городе по приблизительным подсчетам предстоит еще снять 6,5 тысячи щитов, за которые власти столицы не получили ни копейки. В основном незаконным размещением рекламы занимаются мелкие фирмы, но иногда, по словам начальника Объединения административно-технических инспекций Ивана Ищенко, в этом бывают замечены даже "крупные предприятия, имеющие заслуги перед городом".
Члены правительства и люди, приглашенные на заседание, наперебой рассказывали друг другу о диких надписях, которые они видели на рекламных щитах, и возмущались, почему за этим плохо следят. Как-то раз в одном из округов жители начали обрывать телефоны в префектуре. "Что вы собираетесь делать с Воронцовским парком?" - негодовали они и ссылались на какую-то надпись на рекламном щите. Когда же представители префектуры подъехали к этому щиту, они увидели надпись: "Воронцовский парк. Продажа квартир", хотя никому и в голову не приходило строить в этом парке дома.
На заседании Юрий Лужков опять затронул вопрос, который не так давно очень эмоционально обсуждался на заседании правительства Москвы, - об избытке рекламы на магистралях, что отвлекает водителей и сбивает их с толку. Он призвал отказаться от порочной практики писать на одном щите название улицы и рекламу фирмы. А также предложил размещать щиты не менее чем в пятидесяти метрах от дорожных указателей и при этом следить, чтобы их цветовая гамма не совпадала.
Вообще, как сказал Лужков, доходы от установки рекламных щитов составляют "мизерную" часть столичного бюджета. Поэтому ничто не мешает городу убрать множество щитов с коммерческой рекламой, а вместо небольшой их части разместить щиты с социальной рекламой, которой сейчас практически нет.