В отечественном автопроме четко наметилась тенденция к кооперации, результатом которой будет возникновение нескольких крупных корпоративных структур. Перемены у производителей, несомненно, отразятся и на торговцах автомобилями - преимущество получат крупные автомобильные дилеры.
В России торговая сеть по продаже автомобилей возникала стихийно. По словам главы "АвтоВАЗа" Владимира Каданникова, переход от плановой экономики к рыночной произошел настолько молниеносно, что автозаводы оказались к нему практически не готовы. "Сегодня нам еще говорили, какие автомобили куда отгружать, а завтра сказали - девайте ваши автомобили куда хотите. А мы делаем 2600 машин в день, и нам их просто поставить некуда, поэтому мы судорожно искали продавцов", - вспоминает Каданников. Именно такой подход привел к образованию стихийного рынка, когда, по выражению главы "АвтоВАЗа", "торговали автомобилями, как бананами: сгружали под фонарем около железнодорожной станции, там же и продавали".
Для покупателей такой способ торговли оборачивался проблемами с гарантией и техобслуживанием автомобилей. А для заводов - бартерными схемами, в результате которых машины продавались по ценам ниже заводских. Заводам, терпящим убытки, такое положение дел, естественно, не нравилось, и постепенно производители стали приводить в порядок свои отношения с дилерами.
По мнению секретаря ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Натальи Константиновой, "выстраивание четкой системы дилеров, которые несут определенные обязательства перед производителями, - это цивилизованный путь развития, принятый во всем мире". При работе с иностранными компаниями дилерам вообще приходится формировать заказ за полгода и заранее его проплачивать. Российские автозаводы до такого еще не дошли, но уже предъявляют к дилерам самые серьезные требования - ведь они должны обеспечить не только продажи, но также гарантийное и постгарантийное обслуживание автомобилей.
Разумеется, такой уровень обслуживания способны обеспечить только крупные дилеры. Ведь для этого нужна не только огороженная площадка под открытым небом, на которой машины дожидаются своих покупателей, - нужны мощные технические центры и отлаженная система снабжения запчастями. Впрочем, крупные дилеры могут предложить покупателю и более выгодные цены. Не секрет, что все накладные расходы продавца в конечном итоге отражаются на конечной цене автомобиля. Крупная торговая компания, с одной стороны, имеет возможности для оптимизации издержек, с другой - продает намного больше машин, следовательно, доля накладных расходов на каждую машину снижается.
В последнее время в российском автопроме формируется три мощных конгломерата - вокруг "АвтоВАЗа", "ГАЗа" и "УАЗа". В орбиту притяжения крупнейшего российского производителя, "АвтоВАЗа", уже вошел Ижевский автозавод (туда будет полностью переведен выпуск "шестерок"), предполагается сотрудничество и с Таганрогским автозаводом. Группа "Сибирский алюминий" формирует автомобильный холдинг вокруг Горьковского автозавода, а "Северсталь" - вокруг Ульяновского. Подобная же тенденция, очевидно, будет проявляться и в ситуации с автомобильными дилерами - крупные станут еще крупнее за счет присоединения мелких, мелким придется бороться за выживание. Кому-то это может не нравиться, но покупатель от подобных перемен только выиграет.