-ОТКУДА берутся "достоверные версии" в первые же часы и дни после теракта?
- Все просто. Во-первых, первые версии строятся всегда на показаниях очевидцев. А эти люди в шоке, и они сами не всегда осознают, где и когда видели "террориста" или машину, которая "увезла их после взрыва". Помните "шестерку", которую искали после взрыва на Пушкинской и которая, как выяснилось, принадлежит московскому оперу из милиции? Классический пример.
Во-вторых, каждому ведь хочется первым доложить о результатах! Главное - чтобы было похоже на правду, а потом можно будет списать на "неподтвердившиеся данные". Когда взорвали дома в Москве, день на второй, что ли, двух чеченцев задержали: мол, у них руки по локоть в гексогене! Вы должны помнить, чем это кончилось. Отпустили с извинениями, выяснив, что одни и те же химикаты применяются и для взрывчатки, и для краски.
В-третьих, в порыве такого рвения люди начинают обращать внимание на подозрительные мелочи - их всегда находится масса. А дальше - дело воображения: версия выстраивается сама собой и кажется очень правдоподобной. Такие версии живут дольше всего и отнимают у нас массу времени. Я вижу, что она несостоятельна, но могу доказать это начальству только с помощью рапортов о проделанной оперативной работе.
- Это все?
- Нет, конечно. Вы, журналисты, о себе не забывайте. Вы что-то где-то услышали, какие-то "источники" вам что-то сказали - а нам потом это расхлебывать. Наше начальство ведь тоже газеты читает и телевизор смотрит. И не только наше начальство, поэтому когда появляется реальная версия, вам все равно скармливают пять-шесть еще более "реальных". Или больше - зависит от масштабов расследования. Я думаю, американцы сейчас своим СМИ подарят десятка полтора-два таких "версий".
- Иранец, который из тюрьмы в ФРГ предупреждал американцев о готовящемся теракте, - тоже "липа"?
- Может и такое быть. А может, это немцы какую-то свою игру ведут, хотя не думаю - слишком похоже на правду. Другой вопрос: на правду о чем? Может, он что-то знал, допустим, о подготовке взрывов в супермаркетах или чем-то еще в таком же роде. О том, что случилось на самом деле, - вряд ли. Такие операции готовятся минимальным количеством людей, и если бы кого-то из них взяли, все бы отменили или перенесли. Где-нибудь на полгодика.
- И все же американский Минюст утверждает, что по крайней мере два процента подобных звонков с предупреждениями нуждаются в тщательнейшей проверке...
- Мне такая статистика неизвестна и кажется странной. Мы куда больше чем два процента "тщательнейше проверяем".
- Как вы считаете, реальная версия терактов в США когда-нибудь станет известна?
- Если только случайно, или ее "сольют", чтобы помешать расследованию. Как правило, любые спецслужбы, в том числе и наши, даже после окончания расследования всех карт не раскрывают и всей правды не говорят: в любом большом теракте замешана большая политика.