CО ВЧЕРАШНЕГО дня между Москвой и Ясной Поляной начал курсировать скоростной поезд-экспресс повышенной комфортности, в котором железнодорожники попытались восстановить обстановку поездов ХIХ века. Самой же станции Ясная Поляна они вернули историческое название Козлова Засека и придали вокзальному комплексу вид, который он имел при Льве Николаевиче.
Первыми на новом поезде прокатились в воскресенье представители железной дороги, члены Союза писателей России и музейная общественность. На Курском вокзале их провожал оркестр, игравший торжественные марши, вдоль состава ходила девушка в одежде позапрошлого века. А люди, заблудившиеся в подземном переходе и случайно вылезшие на поверхность перед поездом, испуганно таращили глаза и снова ныряли в переход.
Какое-то время после отправления поезда приглашенные бродили по составу, рассматривая обстановку других вагонов. Каждый из них имеет свое название, от которого зависит оформление. Например, в вагоне "Толстой и Кавказ" висят репродукции картин "Л.Н. Толстой и дядя Епишка" Нестерова и "Суд Шамиля" Лансере. В вагоне "Толстой и железная дорога" развешаны фотографии, на которых писатель запечатлен на перроне, и фотография дома начальника станции Астапово, в котором умер Толстой.
В вагонах первого класса работали видеомагнитофоны, по которым прокручивали фильмы, снятые по романам писателя, и документальные кадры, рассказывающие о его жизни. Правда, из-за неумолчного говора гостей ничего не было слышно, и наушников тоже ни у кого не было. Обстановка вагонов второго класса несколько попроще - здесь нет видеомагнитофонов и столиков для еды. А в единственном вагоне третьего класса вместо откидывающихся кресел стоят обычные мягкие скамейки. Как сказали корреспонденту "НГ" проводницы, одетые в красивую синюю форму, билет в вагон первого класса стоит 125 рублей, второго - 80 рублей, а третьего - 60 рублей.
На станции Козлова Засека состав встречала огромная толпа людей, среди которых многие были в одежде позапрошлого века. Выйдя из поезда, гости тут же начали произносить речи. Запомнилось выступление председателя Союза писателей России Валерия Ганичева. Он сказал, что "железнодорожники - самые большие и вдумчивые читатели, а железнодорожные библиотеки существуют и сейчас", и вручил начальнику Московской железной дороги Геннадию Фадееву премию "Золотое перо", которой незадолго перед этим он уже удостоил министра путей сообщения Николая Аксененко. Председатель Союза писателей также рассказал о своей поездке по Транссибу, где он побывал "Божьей милостью и стараниями МПС", во время которой увидел, что дома везде заколочены, а "жизнь кипит возле станций".
Через несколько минут пассажиры поезда отправились осматривать здание вокзала. Ему, как и всей привокзальной территории, вернули тот облик, который оно имело в ХIХ веке. В одной из комнат сделали небольшой музей, где, в частности, поместили огромный чемодан Льва Толстого и книжку "Почему опасно ездить по русским железным дорогам?", которую любил почитывать писатель. Мебель для вокзала собирали по крупицам - огромный черный шкаф нашли в одном из отделений линейной милиции, трюмо - в какой-то поликлинике, старинные часы купили на рынке в Измайлово. А фонари и скамейки, стоящие на платформе, сделали по старым эскизам.
Во время экскурсии Геннадий Фадеев был настроен довольно игриво - подойдя к старому телеграфному аппарату, установленному в здании вокзала, он попросил отбить при помощи азбуки Морзе телеграмму Николаю Аксененко, которую тут же и продиктовал. В музее он начал "разговаривать" с Аксененко по неработающему телефонному аппарату, сделанному в позапрошлом веке, а выйдя на улицу, обратился к старушкам, сидевшим на лавке: "Ну как дела, девчата? На танцы пойдем?" Старушки почему-то ничуть не удивились.