В МОСКВУ приехал знаменитый французский хореограф Ролан Пети. На родине плодовитый постановщик особо знаменит своей пятидесятилетней давности совместной работой с Жаном Кокто (как либреттистом) над экзистенциальным балетом "Юноша и Смерть". Не так давно освобожденный властями Марселя от обязанностей главы Марсельского балета (этот пост Пети занимал много лет), он ушел в свободные художники. В 78 лет Ролана Пети пригласил Большой театр - поставить балет по "Пиковой даме". Спектакль будет называться "Три карты". Это вторая постановка Пети в Большом театре. Первой - давным-давно - был балет "Сирано де Бержерак", который в репертуаре долго не продержался.
Когда-то Пети уже ставил балет по Пушкину с Михаилом Барышниковым в главной роли. Но от того спектакля, сделанного для Балета Марселя, не сохранилось ничего. И Барышников не любил свою роль Германа, и хореограф считает балет своей неудачей, он даже не снял спектакль на пленку. Для ГАБТа будет сочинена совершенно новая версия в одном действии, к которой Пети присовокупит еще один балет. А пока надо провести рекламную кампанию.
В умении подать себя Пети мало равных, и никакие пиарщики ему не требуются - он сам себе пиар. Сразу по приезде чудесно сохранившийся маэстро раздавал интервью прямо у самолетного трапа, в которых усиленно рекламировал свою особу. Он пританцовывал перед камерами, демонстрируя старческую стройность и шустрость, и рассказывал, что именно он когда-то создал мировое имя Майе Плисецкой. Без него, видимо, она, бедная, так и прозябала бы за железным занавесом.
На самом деле Плисецкая гораздо больше работала с другим знаменитым хореографом - Морисом Бежаром, чем с Пети. Плисецкую с Пети познакомили Арагоны - писатель-коммунист Луи и его жена, сестра Лили Брик, Эльза Триоле. Как пишет Плисецкая в мемуарах, именно Арагону принадлежит идея станцевать стихотворение Уильяма Блейка "Гибель розы".
Репетиции с Пети были первым опытом сотрудничества всемирно известной балерины Плисецкой с известным западным хореографом. Но еще неизвестно, кто кого прорекламировал в 1973 году, когда Пети попросил Майю Михайловну (а не она - его) станцевать "Гибель розы" с солистом Марсельского балета Руди Брианом.
Пети так увлекся придуманной им историей с Плисецкой, что и сам в нее поверил. Теперь он одержим идеей повторить пройденное: хочет открыть в России новую звезду, причем, по словам Пети, ей должно быть "за сорок", чтобы достоверно сыграть старую Графиню. Весной, когда Пети приезжал в Большой обсуждать грядущую постановку, перед ним провели всех прим ГАБТа. Ни одна - ни молодая, ни старая - его не устроила (правда, нашелся стильный Герман - Николай Цискаридзе). Пока Пети приступил к репетициям в Большом без новой Прекрасной Дамы. Но назначить ее - лишь дело времени. В рекламе простои не дозволяются.
А Плисецкой не привыкать. После того как она судебно отбилась от израильской гражданки, называющей себя ее внебрачной дочерью, - балерине сам черт не брат.