План экспорта вооружений в 2001 г. выполняется успешно, а приток валюты в Россию превосходит прошлогодний. Об этом заявил вчера председатель Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС), заместитель министра обороны Михаил Дмитриев. В то же время он подчеркнул, что речь идет о выполнении тех контрактов, которые были заключены в прошлые годы. Дмитриев не сообщил никаких конкретных цифр и отказался комментировать недавно оглашенные данные о деятельности госкомпании "Рособоронэкспорт" (см. "НГ" # 150 от 16 августа 2001 г.).
Среди первоочередных задач в сфере ВТС Дмитриев назвал расширение географии сотрудничества. В число приоритетных для России государств, по его словам, входят Китай, Индия, Греция, Алжир, Малайзия, Вьетнам и Южная Корея. Похоже, что скоро этот список пополнится Ираном. Руководитель КВТС заявил о скором подписании с этим государством базового соглашения о военно-техническом сотрудничестве, которое в юридических терминах определит рамки взаимодействия в этой сфере. По прогнозу Дмитриева, за этим последует создание межправительственной российско-иранской комиссии по ВТС и далее - заключение контрактов на модернизацию существующего и поставку нового вооружения "оборонительной направленности".
Отвечая на вопрос корреспондента "НГ", главный государственный куратор военного экспорта сообщил, что намечаемая реформа ОПК не должна привести к существенному преобразованию системы ВТС. Он подтвердил, что некоторыми руководителями отраслевых оборонных агентств выдвигается идея предоставления вновь создаваемым холдингам права самостоятельного ведения внешнеэкономической деятельности. Однако, по словам Дмитриева, автоматизма в этом вопросе не будет. Новым интегрированным структурам в индивидуальном порядке будут разрешены лишь поставки запчастей и послеконтрактное обслуживание техники.
Таким образом, КВТС, формально входящий в Минобороны, а фактически реализующий линию Кремля, дал понять идеологам реформы ОПК, что их линия не будет автоматически воплощаться в жизнь. Об этом же свидетельствует и позиция Дмитриева по одной из наиболее острых проблем ВТС и оборонки. Как сообщалось, правительство до сих пор не определило, кто будет головным исполнителем (а значит - распорядителем финансов) подписанного летом 2001 г. контракта на поставку в КНР второй партии истребителей Су-30МК. За эту роль борются комплекс "Сухой" и предприятие-изготовитель -Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение. Дмитриев заявил, что решение о головном исполнителе будет принято в ближайшие дни, при этом "более логичным будет оставить схему, которая уже была в прошлом, когда финансовые потоки шли через предприятие".