ЗНАКОМСТВО с этим "объектом", расположенным на окраине подмосковного города Жуковский, не предусматривалось обширной программой завершившегося в воскресенье авиакосмического салона МАКС-2001. Между тем здесь похоронены более полусотни человек, заплативших собственными жизнями за многие выдающиеся достижения отечественной авиации и космонавтики. В том числе за те, что демонстрировались на авиасалоне.
Снаружи это кладбище выглядит как обычный провинциальный погост: железные ворота, березки, заросли сирени... Однако внутри сразу же бросается в глаза обилие черных обелисков, на которых изображены молодые мужчины в летных шлемах. Увиденное потрясает. Но как узнать, чем занимались эти люди, при каких обстоятельствах погибли? Увы, ни мемориальной доски, ни какой-либо информации, поясняющей, отчего на кладбище оказались похороненными сразу столько молодых авиаторов, найти не удалось. Работники сего печального учреждения также не смогли сообщить что-либо о погребенных летчиках. Пришлось довольствоваться осмотром могил и разговорами с посетителями необычного погоста.
Прямо у входа выстроились шеренгой 8 одинаковых монументов - здесь в 1994 г. был похоронен экипаж Ту-134. Рассказывают, что авиаторы производили видеосъемку полета бомбардировщика Ту-22, находясь в непосредственной близости от него. В воздухе машины столкнулись, и одна из них рухнула на землю.
Немало могил погибших летчиков встречается на центральной аллее кладбища. А обширная площадка, на которую выходит аллея, представляет собой настоящий "некрополь испытателей". Обрамляют его два ряда по десять черных обелисков. Это память о страшном 1982 годе, когда сначала в январе, а затем в июне разбились две летающие лаборатории. Здесь же захоронено еще несколько экипажей из трех человек и один - из пяти. В состав последнего входила тридцатилетняя женщина, ведущий инженер-испытатель Лариса Прошина. По рассказам, самолет совершал над Азовским морем проходы на предельно малой высоте, а виновником катастрофы стал... гусь, врезавшийся в лобовое стекло и травмировавший пилота.
"Некрополь испытателей" стал последним пристанищем для десятков летчиков и штурманов, инженеров и парашютистов, бортмехаников и бортрадистов. Здесь похоронены и два космонавта-испытателя - Александр Щукин и Анатолий Левченко. На большинстве надгробий - стандартная надпись: "Погиб при исполнении служебных обязанностей". Но разве это все, что должны знать потомки о людях, которые "ставили на крыло" современную российскую авиацию, традиционно вызывающую профессиональную зависть у авиационных специалистов во всем мире? Конечно, многие из них делали работу, содержание которой являлось государственной тайной. Но вряд ли это можно считать извинительной причиной для забвения памяти погибших авиаторов. По словам сотрудников кладбища в Жуковском, насколько они помнят, делегации проходящих здесь ежегодно авиакосмических салонов никогда сюда не приезжали и венков на могилы на возлагали.
Добавим к этому, что на территории находящегося здесь же Летно-исследовательского института имени М.Громова нет вообще никакого памятника погибшим испытателям. Жаль, что и здесь так относятся к прошлому отечественной авиации, наполненному не только радостью побед, но и горечью утрат.