Жертвами "женских" технологий уже стали Алексей Мордашов и Андрей Клементьев. Кто следующий?
ОТ АВГУСТА в нашей стране традиционно ждут экономических, политических и прочих потрясений. Путча, дефолта и техногенных катастроф пока удалось избежать, но неожиданно для всех в России обострился "женский вопрос". До такой степени, что кое-кто из аналитиков на Западе, да и в России всерьез рассматривают его как новое и весьма эффективное средство конкурентной борьбы в экономической и политической сферах.
Первые симптомы обострения появились еще в июне, но немногие смогли оценить значимость происходящего. Выборы губернатора Нижегородской области, как и многие другие, традиционно сопровождались скандалами. Однако мало кто ожидал, что в результате одного из таких скандалов наиболее вероятный претендент на губернаторский пост Андрей Клементьев не пройдет даже во второй тур. Инициатором скандала стала бывшая жена Клементьева Оксана Малкина. В разгар предвыборной кампании бывшая супруга обратилась в суд с просьбой рассмотреть вопрос о месте проживания ее 6-летнего сына: Оксана Малкина требовала, чтобы ребенок проживал исключительно с ней. Аргументируя свою просьбу, Малкина вытащила на свет массу нелицеприятных подробностей семейной жизни, характеризующих кандидата в губернаторы не с лучшей стороны. В довершение бывшая супруга направляла в суд ходатайство о назначении психолого-психиатрической экспертизы Андрея Клементьева. Оксана аргументировала свое ходатайство, описав поведение бывшего мужа в ходе их семейной жизни и по ее окончании. Суд отклонил ходатайство Малкиной, но та успела выступить с соответствующими заявлениями в СМИ. Результат предсказуем: Клементьев проиграл выборы.
Меньше месяца назад, 24 июля, "Транснефть" перекрыла экспортные нефтяные потоки "Лукойла". Причина такого решения - требование Рязанского областного суда, вынесенное по иску жительницы поселка Реткино Рязанской области Ирины Егоровой. Суть иска не разглашалась, но насколько известно, владелица пяти акций "Лукойла" Егорова обвиняет главу компании Вагита Алекперова в том, что он нарушает "конституционные права и свободы истца". Ситуация вскоре разрешилась, но те два дня, в течение которых "Лукойл" был отключен от трубы, обошлись компании почти в 4 млн. долл.
И вот теперь - история с алиментами и разделом имущества гендиректора "Северстали" Алексея Мордашова. Бывшая жена бизнесмена обратилась в суд с требованием о разделе имущества и взыскании недоплаченных алиментов в размере 20 млн. долл. Кроме этого, Елена Мордашова требовала обязать бывшего мужа платить положенную четверть от ежегодного дохода 80 млн. долл. вместо ранее оговоренных 650 долл. в месяц. В минувший понедельник суд в качестве обеспечительной меры по иску арестовал 32,5% акций "Северстали", находящихся под контролем Алексея Мордашова.
Прослеживается странная закономерность: во всех случаях главная роль в скандале принадлежит женщине. Возможно, Елена Мордашова действительно самостоятельно пришла к идее справедливого раздела собственности, а уж потом подключила к делу грамотных юристов. Но что однозначно вызывает сомнения, так это то, что бывшая жена Клементьева, доселе не имевшая претензий к бывшему мужу, вдруг ни с того ни с сего пошла в суд, да еще прямо перед выборами. И уж совсем фантастически выглядит ситуация с рязанской крестьянкой Егоровой, по собственной инициативе вступившей в судебную тяжбу с нефтяным гигантом.
Не нужно быть экспертом-пиарщиком, чтобы предположить, что за каждым "бабьим скандалом" стоит либо политика, либо большой бизнес. Идея проста, как все гениальное. Зачем сложные интриги, подставные лица, компромат и съемки скрытой камерой - куда проще предложить бывшей жене конкурента по бизнесу поправить ее материальное положение, да еще предоставить ей бесплатного, но высокопрофессионального юриста.
Перспективы у этого нововведения поистине потрясающие. Чего скрывать: у большинства российских бизнесменов и политиков есть свой "скелет в шкафу", особенно если речь заходит о бывших женах с детьми. Одно время было даже модно, преуспев в бизнесе, сменить не только квартиру и машину, но и жену, а то и не одну. Самое привлекательное в новом методе - его полная легальность. Суд без проблем принимает заявления от "обездоленных" женщин. Иногда этого уже достаточно, но можно пойти и дальше. Насколько бы легче прошла, например, "операция НТВ" с применением новой технологии! Заявление, суд - и акции блокированы, а потом перешедшие в собственность бывшей супруги акции можно перекупить или передать в управление другим образом.
В иностранной прессе уже появились публикации с предположениями о том, кто станет следующей жертвой "женского вопроса". Среди вероятных претендентов называются весьма известные в бизнесе и политике имена. Высказывается мнение, что если Россию ждет новый передел собственности, то он не обойдется без бывших жен...