"РОСОБОРОНЭКСПОРТ" не планирует в ходе авиасалона МАКС-2001 подписывать контракты с зарубежными государствами на поставку вооружения. Об этом объявил вчера гендиректор этого предприятия Андрей Бельянинов. В то же время руководство госпосредника-монополиста впервые обнародовало количественные показатели своей деятельности. Установленный правительством плановый доход компании должен составить в 2001 г. 3,2 млрд. долл. На сегодняшний день поступления составили 2,8 млрд. долл., что предвещает перевыполнение задания. С момента создания "Рособоронэкспорта" в ноябре 2000 г. подписано контрактов на сумму более 8,5 млрд. долл., из них сделки на 2 млрд. долл. еще не вступили в силу из-за отсутствия межправительственных соглашений.
Обращает на себя внимание, что эти беспрецедентные объявления сделаны не Андреем Бельяниновым, а его первым заместителем Сергеем Чемезовым. Это косвенно подтверждает неофициальную информацию о том, что осенью в "Рособоронэкспорте" может произойти кадровая рокировка, в результате которой бывший глава "Промэкспорта" возглавит ключевой пост в российской системе ВТС.
Среди документов, подписание которых вызывает на МАКСе особый интерес, - соглашение между РСК "МИГ" и европейским концерном ЕАДС о модернизации эксплуатируемых за рубежами России истребителей МиГ-29. Микояновцы к авиасалону сумели создать достаточный технический задел, подкрепляющий программу доводки знаменитого истребителя до уровня "4+". На МАКСе впервые показаны новые самолеты корпорации: МиГ-29М2 и МиГ-29ОВТ.
Первый представляет собой двухместный боевой самолет, полностью унифицированный с МиГ-29СМТ. Руководство компании пытается продвинуть эти машины в Малайзию, которая намерена в дополнение к ранее поставленным МиГ-29 закупить 18 многоцелевых истребителей в рамках программы MRCA. Симптоматично, что представленный на салоне МиГ-29М2 несет на себе именно эту аббревиатуру. А экспериментальный МиГ-29ОВТ - это вклад корпорации в исследование принципиально новых возможностей самолетов. На нем установлены двигатели РД-133КЛИВТ с управляемым вектором тяги, которые позволяют совершать ранее недоступные истребителям маневры.
Важной новостью МАКСа стало вчера вручение предприятию "Бетаир" сертификата типа ограниченной категории на многоцелевой самолет-амфибию Бе-200. После получения сертификата не имеющая аналогов в мире машина сможет полноценно участвовать в зарубежных тендерах. Интерес к Бе-200 проявляют как приморские и островные государства (КНР, Южная Корея, Малайзия, Австралия), так и страны, страдающие от лесных пожаров - Франция, Испания, Греция. Потребность мирового рынка в Бе-200 оценивается в 300 штук, еще 50-75 машин могут закупить Россия и страны СНГ.
На МАКСе-2001 интерес к Бе-200 проявили высшие руководители государства. Президент начал осмотр экспозиции именно с него, а министр обороны заявил, что Бе-200 - это машина, которая нужна военным. Судя по некоторым признакам, такая позиция Минобороны, которое ранее не планировало закупок Бе-200, связана с необходимостью усилить поисково-спасательную службу, показавшую свою беспомощность при катастрофах АПЛ "Комсомолец" и "Курск".