-ИЛЬЯ ИОСИФОВИЧ, каковы количественные характеристики салона и чем он отличается от выставок прошлых лет?
- На МАКС-2001 представлены 535 предприятий, в том числе 110 зарубежных фирм из 33 стран. В Жуковский приехали ведущие компании США - "Боинг", "Локхид-Мартин", "Дженерал Электрик", "Пратт энд Уитни", европейская корпорация ЕАДС и входящая в нее "Эрбас индастри", предприятия Франции, ФРГ, Великобритании, Японии, Китая, Индии, Канады, Южной Кореи.
На открытых стоянках выставляется 130 летательных аппаратов, в том числе все последние российские разработки. По сравнению с 1999 годом салон увеличил свои площади на 30%, построено несколько новых больших павильонов.
- На зарубежных оружейных выставках существует хорошая традиция - объявлять в ходе их работы о крупных контрактах на поставку техники.
- Мы не ставим себе такой принципиальной задачи. В течение прошедшего года подписаны контракты на поставку боевой техники на сумму 6-7 миллиардов долларов. Во всем мире объявления о таких контрактах, как правило, не связываются с выставками. В основном к салонам подгоняется подписание сделок по гражданской авиации. Сейчас ведутся переговоры с 3-4 странами на государственном уровне о заключении таких контрактов в этом году. Это коснется в первую очередь самолетов Ту-204 и Ту-214 в различных модификациях - с двигателями ПС-90 и "Роллс-Ройс". С двумя странами Росавиакосмос проводит переговоры буквально в эти дни и вплотную подошел к завершающей стадии. Мы в 2001 году обязательно восстановим линию продаж нашей гражданской авиационной техники за пределами России.
На самом салоне пройдут переговоры с Европейским космическим агентством. С ЕАДС планируется обсудить перспективы взаимодействия в рамках соглашения, подписанного этой компанией и Росавиакосмосом 2 июня 2001 года в Москве. Речь пойдет не только об участии России в производстве серийных самолетов "Эрбас", но и о привлечении отечественных компаний к разработке лайнера сверхбольшой вместимости А-380 и военно-транспортного самолета А-400.
На МАКСе продолжится диалог с "Боингом", в том числе в рамках Меморандума о совместной разработке и производстве регионального самолета.
- Не повлечет ли такая интеграция, часто сопровождающаяся закупкой "Боингов" и "Эрбасов", к падению и без того низкого спроса на российские лайнеры?
- Нет. Мы уверены, что 2001 год станет переломным после десятилетнего застоя в создании и продвижении на внутренний рынок гражданских самолетов. Через несколько дней будет определен победитель первого тендера на лизинг новых российских лайнеров, который проводится при очень серьезной поддержке правительства РФ.
23 августа на заседании правительства будет рассматриваться Федеральная целевая программа развития гражданской авиации.
Появление третьей и четвертой глав новых требований ИКАО, которые закрывают небо Европы для устаревших самолетов, - очень серьезное предупреждение российским авиакомпаниям. Надо по крайней мере модернизировать, а лучше обновлять технику, и правительство всеми силами стимулирует эти процессы.
- Что нового будет показано в области военной авиации и каким видит правительство ее развитие?
- В этой области нет такого застоя, как в гражданском самолетостроении, - сказались и подвижки в бюджете, и серьезные экспортные заказы. Основные новинки перекочуют на МАКС из Ахтубинска, где ВВС несколько дней назад публично продемонстрировали модернизированную технику. Во время поездки туда меня в первую очередь интересовало мнение летчиков Государственного летно-испытательного центра об этих самолетах, и оно оказалось очень высоким.
Линию на модернизацию правительство поддержит, в том числе и при подготовке бюджета 2002 года, когда начнутся массовые доработки строевых машин ВВС. Следующим шагом станет создание боевого самолета пятого поколения. Его судьба во многом будет определяться стоимостью этой техники, которая пока очень высока. Как и в других странах мира, проводить массовое перевооружение на машины пятого поколения будет сложно, поэтому путь модернизации еще не исчерпан.