ДЕСЯТКИ торговых и пассажирских судов вот уже несколько суток блокированы в Санкт-Петербургском и Калининградском морских портах. Причина - забастовка лоцманов, поводом для которой послужило постановление правительства РФ от 17 июля, запрещающее деятельность негосударственных лоцманских организаций в портах Санкт-Петербурга, Калининграда, Мурманска и Новороссийска. Согласно этому постановлению, лицензия Общества морских лоцманов аннулируется с 1 января следующего года и все лоцманы должны будут перейти на государственную службу.
"Правительство России хочет добиться, чтобы в порту не осталось независимых служб", - заявил член забастовочного комитета Общества морских лоцманов Санкт-Петербурга Андрей Макеев. Правительство не отрицает этого, считая, что в стратегических портах необходимо иметь государственную лоцманскую службу. Замруководителя аппарата правительства России Алексей Волин отметил, что доходы у частных лоцманов в 5 раз выше, чем у государственных (последние получают в месяц 1 тыс. долл.), и при этом за все инциденты и ошибки по проводке судов расплачивается государство, поскольку частные лоцманы не делают никаких отчислений в страховые фонды и не несут ответственности за возможные последствия.
По словам замруководителя департамента регулирования производственной деятельности морских портов Минтранса Николая Хвощинского, вопрос о реорганизации негосударственных лоцманских служб встал не вчера. В Кодексе торгового мореплавания, принятом в 1999 году, прямо сказано, что лоцман - служащий государственной организации. Более того, 7 декабря прошлого года Минтранс издал распоряжение "О создании государственных лоцманских служб в морских портах Российской Федерации". Реализация этого распоряжения была возложена на начальников администраций морских портов, и уже тогда частным лоцманам предложили перейти на работу в госслужбу. Однако основное развитие конфликт получил после того, как правительство подписало постановление о регулировании деятельности негосударственных лоцманских служб. В списке из 20 портов четыре оказались закрытыми для деятельности частных лоцманов. Кроме этого, Николай Хвощинский заметил, что прежнюю госслужбу никто не упразднял и не ликвидировал - она как-то незаметно уступила место разным АО и ООО.
Калининградские лоцманы вчера прекратили забастовку: представители лоцманских коллективов начали переговоры с администрацией порта. А в Петербурге проходят ускоренное обучение 30 новых лоцманов, которые заменят бастующих. К проводке судов намечено привлечь военных лоцманов, а также лоцманов-пенсионеров, находящихся в добром здравии, и опытных капитанов судов. Но забастовочный комитет взирает на эти меры с известной долей скепсиса. Как заявил один из членов комитета Андрей Макеев: "Чтобы обучить лоцмана, нужно несколько лет, а не пара месяцев. Эти 30 человек абсолютно неквалифицированны и не в состоянии выполнять нашу работу".
Санкт-Петербург