Против Олега Дерипаски, главы крупнейшей российской и второй в мире алюминиевой компании "Русский алюминий", в США был подан иск на сумму 3 млрд. долл. Этот иск почти повторяет предыдущий, поданный в декабре прошлого года, - обвинения практически идентичные, ответчики почти те же.
В новом заявлении появились детали, касающиеся так называемого захвата Качканарского горно-обогатительного комбината. Кроме того, в нем фигурируют два российских губернатора, которые обвиняются в коррупции. Так, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев обвиняется в получении 3 млн. долл. за то, что он обеспечил "нужное" решение о банкротстве Новокузнецкого алюминиевого завода (НкАЗ) и изгнании оттуда Михаила Живило, компания которого, МИКОМ, и руководила НкАЗом. В число губернаторов-взяточников попал и глава администрации Свердловской области Эдуард Россель - за 850 тыс. долл. он якобы способствовал захвату Качканарского ГОКа.
Истцы, как и в прошлый раз, - Base Metal Trading и Alucoal Holdings, которые сотрудничали с НкАЗом и имели долгосрочные контракты на поставки продукции. Но в отличие от предыдущего дела в числе истцов значится и МИКОМ. Как заявляют эти компании, по вине ответчиков были нарушены контракты на поставки продукции Новокузнецкого алюминиевого комбината и Качканарского ГОКа, в результате чего ими было потеряно около 1 млрд. долл. А поскольку в США по искам такого рода сумма ущерба может утраиваться, то от ответчиков требуют 3 млрд. долл.
Кроме главы "Русского алюминия" и "Сибирского алюминия" Олега Дерипаски, в качестве ответчиков выступает Михаил Черной. С середины 90-х по начало 2000 г. он представлял в России интересы Trans World Group, которая принимала самое активное участие в производстве алюминия. Сейчас TWG не имеет активов в России, а Черной является израильским гражданином.
В "Русском алюминии" отказываются комментировать эту информацию, так как не получали никаких официальных уведомлений ни от Нью-Йоркского суда, ни от своих адвокатов в США. Однако, как и в прошлый раз, в "Русале" отвергают все обвинения, называя их вымышленными и абсурдными. В ответ на первый иск "Русал" подал прошение в американский суд с требованием закрыть дело, как основанное на "сплетнях и спекуляциях". Однако компании, считающие себя потерпевшими, выдвинули новый иск, расширенный за счет некоторых интересных подробностей.