Стали известны причины гибели одного из лучших военных летчиков России генерал-майора Тимура Апакидзе, который разбился 17 июля в Псковской области, пилотируя палубный истребитель Су-33. По мнению комиссии Минобороны, летчик потерял контроль над самолетом, поскольку вопреки инструкции отключил ограничитель предельных углов атаки и перегрузки.
Трагедия произошла в районе города Остров во время авиашоу в честь 85-летия Военно-морской авиации России. 47-летний Герой России Тимур Апакидзе заканчивал выполнение летной программы, выполнив ряд сложных фигур высшего пилотажа. При подлете к аэродрому машина, как доложил на землю пилот, перестала слушаться управления. Апакидзе тут же получил команду катапультироваться, однако не покинул самолет, и через несколько секунд истребитель ударился о землю. Когда к месту катастрофы подоспели спасатели, генерал был еще жив, он скончался по пути в больницу.
Чтобы понять причины авиакатастрофы, специалисты прежде всего изучили программу, которую Апакидзе выполнял на авиашоу. Как выяснилось, в нее были включены сложные элементы пилотажа и "нестандартное боевое маневрирование" на предельно малой высоте. По мнению экспертов, в отличие от пилотирования истребителей наземного базирования такое управление "палубниками" еще не вполне освоено. А Апакидзе считался палубным летчиком номер один (он первым среди российских летчиков совершил ночную посадку на палубу авианосца), и, естественно, отработку самых сложных учебно-боевых задач брал на себя. Вот и в этот раз он решил отработать "по максимуму". Пока остается непонятным только одно: зачем столь опытный авиатор в ранге заместителя командующего морской авиацией ВМФ отключил одну из бортовых систем, обеспечивающих безопасность полета.
Как сообщил корреспонденту "НГ" прокурор Псковского гарнизона Михаил Дьяков, согласно предварительным выводам комиссии Минобороны, в результате отключения ограничителя предельных углов атаки и перегрузки при выполнении полупереворота угол атаки составил не предельные 20, а 24,31 градуса. При этом летчик ощущал более чем 8-кратную перегрузку, что и могло привести к потере контроля над машиной (специалисты говорят, что при таких перегрузках летчик на время теряет нормальное зрение). Кроме того, как считают в комиссии, трагедию обусловила и "чрезмерная психофизическая мотивация полета".
По словам Михаила Дьякова, окончательные выводы комиссии будут сформулированы к концу августа. Пока же продолжается следствие по уголовному делу, возбужденному по факту авиакатастрофы.