КАК ЗАЯВИЛ министр обороны России Сергей Иванов, 7-8 августа в Вашингтоне будет находиться военная делегация во главе с начальником Главного оперативного управления (ГОУ) Генерального штаба ВС РФ генерал-полковником Юрием Балуевским. Экспертам предстоит сделать выводы, нанесут или не нанесут ущерб национальной безопасности России некоторые изменения Договора по ПРО 1972 г. Сергей Иванов дал понять, что они могут повлиять на концептуальные решения в сфере строительства Вооруженных сил РФ и определят характер дальнейшего развития не только сил ядерного сдерживания, но и Сухопутных войск, фронтовой и морской авиации, Военно-морского флота.
Таким образом, миссия Балуевского приобретает стратегический характер. От выводов, которые он, а также его непосредственный шеф Анатолий Квашнин доложат Сергею Иванову и Владимиру Путину, будет зависеть очень многое. В этой связи уместно вспомнить советский опыт консультаций с американцами по указанным вопросам.
Еще со времен Леонида Брежнева Кремль неизменно увязывал процесс сокращения стратегических наступательных вооружений с необходимостью строгого соблюдения Договора по ПРО 1972 года. Именно исходя из такой основы были подписаны советско-американские соглашения ОСВ-1 и ОСВ-2, позволившие запустить механизм реального ядерного разоружения и снизить риск глобального столкновения между двумя сверхдержавами. Хотя дальнейший прогресс в указанной области несколько затормозился - президентом США стал Рональд Рейган, объявивший Советский Союз "империей зла" и давший старт программе СОИ, - Москва сумела найти разумный компромисс с отцом "звездных войн". В 1987 году был заключен Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. А в 1991 году Михаил Горбачев и Джордж Буш-старший подписали Договор СНВ-1.
Для практического решения возникающих вопросов, координации позиций заинтересованных ведомств и ведения переговорного процесса с США в Генштабе было создано Договорно-правовое управление (ДПУ), которое с 1979 года возглавлял опытнейший переговорщик генерал-полковник Николай Червов. Работу ДПУ непосредственно курировал начальник Генерального штаба.
После распада Советского Союза решение указанных задач взял на себя Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации. Однако в ходе переговоров с США по Договору СНВ-2 им были допущены серьезные ошибки. Главным итогом стало согласие России на разрушение исторически сложившейся структуры своих стратегических ядерных сил и их основы - Ракетных войск стратегического назначения. Кроме того, Москва обязалась полностью ликвидировать группировку тяжелых наземных МБР с разделяющимися головными частями индивидуального наведения, обладавших способностью гарантированно преодолевать как существующую, так и перспективную систему ПРО США. Были допущены серьезные просчеты и по проблеме "возвратного потенциала", что позволяет США в случае отказа от СНВ-2 в короткие сроки и без особых материальных затрат резко увеличить число ядерных боезарядов на существующих носителях.
Справедливости ради подчеркнем, что с 1992 года руководство Генерального штаба неоднократно менялось. Однако качество принимаемых решений, компетентность управления все это время оставляли желать лучшего.
На этом фоне отправка в Вашингтон со специальной миссией Юрия Балуевского выглядит странно. В отличие от генерал-полковника Николая Червова необходимыми знаниями по проблемам стратегической стабильности и переговорным опытом Балуевский не обладает. Хотя ранее он и принимал участие в переговорах, но лишь под патронажем маршала Игоря Сергеева, в составе делегации и далеко не на первых ролях. К тому же Балуевского, который не раскручен, очень плохо знают на Западе и скорее всего будут воспринимать весьма снисходительно. Излишне говорить, что отношение к нему со стороны американцев будет соответствующим.