РОССИЙСКИЕ чиновники окончательно научились спекулятивным играм с Западом. На днях наша страна сделала ход конем: в рамках осуществления программы списания долга беднейших стран мира Москва решила "простить" 572 млн. долл. своим должникам. Такое заявление сделал помощник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов. В общей сложности все страны - члены Парижского клуба, включая и Россию, списали беднейшим странам мира долги на 6,5 млрд. долл.
Интересно, что Россия, сама имеющая задолженность в рамках Парижского клуба, занимает четвертое место среди стран "большой восьмерки" по объему списываемого беднейшим странам долга - после Японии, Франции и Германии. Судя по всему, такой щедрый жест дорого обойдется Москве - Россия лидирует среди стран "восьмерки" по отношению объема списанного долга к ВВП (0,3%).
Нельзя исключить, что подобная акция - это намек странам Запада на желательность ответного жеста в виде списания долгов бывшего СССР.
Тем более что совсем недавно министр финансов России Алексей Кудрин заявил о нанесенной стране обиде. По его словам, "нас ввели в заблуждение обещания западных стран пойти на реструктуризацию внешнего долга. Кто-то даже может посчитать, что нас обманули". Однако такая реакция министра финансов выглядит более чем странно, поскольку Кудрин в последнее время неоднократно заявлял, что Россия не нуждается в помощи международных финансовых организаций и, возможно, без реструктуризации долга сможет пройти пик платежей 2003 года. Кроме того, явный провал переговоров с Парижским клубом еще раз подтвердил, что никто и не обещал России реструктурировать внешний долг.
Не слишком успешной оказалась и активно предлагаемая премьер-министром Михаилом Касьяновым крупнейшим кредиторам России схема "долги в инвестиции". Правда, его последний визит в Финляндию все же показал, что настойчивость иногда приносит свои результаты. Суоми стала чуть ли не первой страной, которая благосклонно отнеслась к продвигаемой Касьяновым схеме. Возможно, пример наших северных соседей вдохновит и других кредиторов России на пересмотр своего отношения к внешнему долгу России.