ЧТОБЫ как-то смягчить предстоящие довольно сложные переговоры, финский премьер Пааво Липпонен накануне пригласил российского коллегу Михаила Касьянова немного расслабиться в старинной крепости Олавинлинна, вдали от Хельсинки, слушая Верди.
Российскому премьеру, у которого, по его словам, "добрые отношения" с Липпоненом, пришлось обсуждать возникшие в последнее время довольно неприятные проблемы. Связаны они в первую очередь с дискриминацией российских транспортных компаний: для проезда по финской территории грузовиков весом свыше 38 тонн теперь требуется специальное разрешение. Причем на финский транспорт аналогичного тоннажа это условие не распространяется, для них установлена планка в 60 тонн. В ответ Россия с 1 августа предполагает ввести подобное ограничение для финских перевозчиков по нашей территории.
Кроме того, обсуждали коллеги и вопросы сотрудничества в энергетической сфере, прежде всего проект строительства североевропейского газопровода по дну Балтийского моря. Строительство такого газопровода из России через территорию Финляндии в Западную Европу позволит обеспечить гарантированные бесперебойные поставки российского газа странам евросообщества. Североевропейский газопровод может составить не только серьезную конкуренцию поставкам газа в Европу через территорию Украины, но и проекту строительства газопровода через территории Белоруссии и Польши. Несмотря на то что подобные предположения были опровергнуты официальными представителями российского правительства, нельзя исключить, что в случае удачных переговоров с финнами наша страна может отказаться от довольно проблематичного плана строительства газопровода через Польшу.
Другой, не менее важной, а даже более актуальной темой встречи премьеров стало вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Как известно, переговоры уже давно перешли из области экономической в политическую, поэтому поддержка нашего северного соседа, на которую рассчитывает Россия, не помешает.