Если верить прогнозам МЧС, до конца года спасатели будут работать не покладая рук.
ВСЕМ россиянам памятно лето 2000 года, когда, кажется, произошло все, что только могло теоретически случиться, - гибель "Курска", пожар на Останкинской башне, взрыв в подземном переходе на Пушкинской. Нынешнее лето тоже успело напугать нешуточно: четыре авиационные катастрофы с летальным исходом за одну неделю, восемь - за неполный месяц. А впереди август - самый "нехороший" месяц в сознании россиян.
"Две трети воздушных судов в России подлежит списанию", - заявил корреспонденту "НГ" руководитель Агентства по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций МЧС России Михаил Шахраманьян. Фактически это означает, что два из трех российских самолетов, поднимающихся в воздух, рискуют не приземлиться в штатном режиме. Неизвестно, имел ли в виду Михаил Шахраманьян все самолеты России или только гражданские. Но даже если речь шла только о пассажирских лайнерах, с военными ситуация вряд ли лучше - именно такой вывод можно сделать из событий последнего месяца.
Впрочем, и ту треть российских самолетов, которая может летать без особого риска, нельзя считать полностью безопасной. "Ситуацию усугубляет так называемая проблема 2003 года, на который придется пик износа и выхода из строя оборудования и технических сооружений. На этот же период приходится и другая проблема - цикл деградации персонала, - говорят представители МЧС. - За последние 10-15 лет из-за слабого финансирования часть обслуживающего персонала разбежалась, а это были квалифицированные кадры, классные специалисты. Сейчас этим ответственным делом занимаются зачастую случайные люди".
Но при этом официальные представители "чрезвычайного" ведомства считают, что говорить о "черном июле" не стоит. "Я думаю, что это скорее трагическое стечение обстоятельств" - так прокомментировал последние авиакатастрофы Михаил Шахраманьян.
Что же еще, кроме вероятных авиакатастроф, ждет россиян нынешним летом? "Выбросы химически опасных веществ, аварии на магистральных трубопроводах, обрушение зданий и сооружений. Высока вероятность крупных аварий на объектах, связанных с хранением, переработкой и транспортировкой хлора и аммиака. Не исключены крупные пожары на нефтебазах, установках по переработке нефти", - говорят в МЧС.
"Прогноз на этот год - 430-440 техногенных катастроф", - утверждает Михаил Шахраманьян. Получается больше 40 в месяц. Аналогичный прогноз на прошлый год сбылся на 85%. "Степень износа станочного парка - 70%, машиностроительного оборудования - 70%, нефтеперерабатывающего и нефтехимического - 79%, железных дорог - 55,3%" - таковы данные МЧС. Сколько уже техногенных катастроф случилось и не окажется ли, что этот "катастрофический лимит" будет исчерпан до конца нынешнего лета?
По словам Михаила Шахраманьяна, "чтобы облегчить участь властей на местах, всем губернаторам нами была выслана компьютерная информационно-справочная система, разработанная с учетом особенностей каждого региона". Кроме того, "апокалиптический" прогноз на год находится в свободном доступе. Руководство авиакомпаний могло ознакомиться с ним еще в начале года и, может быть, принять соответствующие меры. Судя по всему, это сделано не было.
Остается только надеяться на чудо. Впрочем, кто-то может надеяться и на федеральную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года". Одна из ее составляющих - пресловутые годовые прогнозы МЧС. Которые, к несчастью, сбываются.