Вчера в районе Пскова во время проведения авиационного шоу, посвященного 85-летию российской морской авиации, потерпел катастрофу палубный истребитель Су-33. Пилотировавший самолет заместитель командующего морской авиацией ВМФ Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе погиб.
Самолет Су-33 (палубная модификация истребителя Су-27) под управлением генерала Апакидзе выполнял фигуры высшего пилотажа. Приблизительно в 11.43, отработав программу, истребитель стал снижаться и готовиться к заходу на посадку. В этот момент самолет повел себя неустойчиво, о чем пилот доложил диспетчеру. С земли тут же поступила команда катапультироваться. Однако Апакидзе продолжал удерживать самолет, пытаясь дотянуть до аэродрома. ЧП произошло неожиданно: истребитель рухнул в трех километрах от взлетно-посадочной полосы на сараи в районе деревни Черепягино Бережанского района. Раздался мощный взрыв. По имеющейся информации, пилот был обнаружен еще живым неподалеку от горящей боевой машины, но скончался, не приходя в сознание, по дороге в местную больницу. Как говорят сослуживцы генерала, Апакидзе не стал катапультироваться, до последнего пытаясь спасти самолет и увести его в сторону от жилых домов.
На место падения Су-33 в срочном порядке выехали спасатели, а также командующий морской авиацией ВМФ Иван Федин. Расследование катастрофы военного самолета не обещает быть скоротечным. Специалисты уже поговаривают, что причиной происшедшего, по всей видимости, стал отказ питающих систем истребителя или же бортового компьютера, а основная в подобных ситуациях версия - об ошибке пилота - в данном случае вряд ли уместна. Тимур Апакидзе - знаковая фигура для палубной авиации России. Тимур Апакидзе - летчик-снайпер, налетавший 3,5 тыс. часов на 13 типах самолетов. Дело даже не в том, что пилот первым из российских летчиков выполнил на истребителе Су-27К посадку на палубу авианосца. На счету Апакидзе и нескольких его подчиненных - "кобра Пугачева" и "колокол" - приемы, не предусмотренные никакими нормативными документами и относящиеся к так называемому нестандартному боевому маневрированию. До них эти приемы не выполнял ни один строевой летчик ВВС России. Морские истребители рассказывают, что первый полет с применением "кобры" и "колокола" больше напоминал обморок: летчик, которого годами учили "правильной" аэродинамике, просто не мог сначала поверить в возможность безопасного выполнения таких фигур. А в этом году Тимур Апакидзе вместе с двумя подчиненными совершил уникальную ночную посадку на палубу авианесущего ракетного крейсера "Адмирал Кузнецов", дрейфующего в Северном Ледовитом океане.
Летное мастерство генерала знали и ценили за рубежом. Например, американские коллеги Апакидзе, глядя на работу российского летчика, заметили: "Взлететь отсюда может разве самоубийца".
***
17 июля в 13 часов кооперативному дежурному ВВС Балтийского флота из штаба ВВС ВМФ России поступило указание запретить все полеты самолетов Балтийского флота. В 13.10 Владимир Валуев отдал приказ об этом. Как сообщил корреспонденту "НГ" Владимир Валуев, приказ вызван катастрофой самолета Су-33, который пилотировал Тимур Апакидзе.
Калининград