ЗАСЕДАНИЕ правительства Чечни с участием руководителей силовых структур проходило вчера в Грозном. По поручению полпреда президента России в Южном федеральном округе Виктора Казанцева на нем должны были быть обнародованы предварительные результаты расследований уголовных дел, возбужденных по фактам нарушений при проведении спецопераций в Ассиновской и Серноводске в начале июля. К моменту подписания номера об этом еще ничего не было известно, но, предваряя заседание, прокурор Чечни Виктор Дахнов заявил, что при проведении "зачисток" в Ассиновской и Серноводске были допущены отдельные нарушения, касающиеся порядка проведения таких спецопераций, но они не носили массового характера, а действия федералов "не были вакханалией, как это преподносится рядом СМИ". По его словам, телесные повреждения получили десять местных жителей, а также есть отдельные факты нанесения материального ущерба. Один из основных выводов Дахнова состоит в том, что "зачистка" "была оправдана и результативна". В свою очередь, главный военный прокурор РФ Михаил Кислицын сообщил, что в ходе расследования фактов нарушений во время "зачисток" задержанных пока нет и обвинения никому не предъявлялись. По его словам, необходимо найти виновников разрушений в частных домах и административных зданиях.
Таким образом, прецедента привлечения к ответственности участников "зачисток" не создано. Причем факты нарушений были не плодом пропаганды чеченских сепаратистов, а признавались на самом высоком официальном уровне многими представителями властей. Один из самых свежих примеров - заявление федерального министра Владимира Елагина о том, что "зачистки" могут существенно замедлить процесс возвращения переселенцев, и моральные потери от этих операций неизбежны. Не найдены до сих пор и двое пропавших после "зачисток" жителей Серноводска. В то же время Виктор Казанцев, ранее извинившийся перед главами местных администраций, теперь возложил на них часть ответственности за события в Ассиновской и Серноводске. По его мнению, местные руководители слишком часто перекладывают исполнение своих прямых обязанностей на федеральные силы.
Из Грозного в эти дни поступали противоречивые сообщения. По одним из них, в городе были приняты усиленные меры безопасности, введены ограничения на передвижение транспорта и пешеходов через блокпосты. Глава администрации Чечни Ахмат Кадыров сообщил, что военные осуществляли "комплекс мер, направленных на предотвращение терактов и провокаций". Приезжающие в Грозный на работу чиновники заявляли, что въезд в город ограничен. Кроме того, поступали сведения о проведении в чеченской столице многолюдных митингов протеста, причем даже на центральные телеканалы попали видеокадры, якобы сделанные на этих митингах. Однако военный комендант Грозного Владимир Филатов опроверг сообщения о проведении массовых митингов, но вместе с тем подтвердил, что въезд и выезд в город были закрыты на три дня из-за того, что в других районах республики проходили плановые спецоперации. Вчера военный комендант Чечни Владимир Третьяков заявил, что въезд в Грозный открыт и никакого "тройного кольца блокады" нет.
В селении Алхан-Кала, где недавно был уничтожен террорист Арби Бараев, а затем убит глава местной администрации Рамзан Гацаев, на в буквальном смысле расстрельную должность сельского руководителя избрана женщина - Малика Умажева, которая в конце 80-х годов была председателем сельсовета. Таким образом, в Чечне на посту местных руководителей работают уже по меньшей мере три женщины, в том числе главы администраций Гудермесского и Ножай-Юртовского районов Малика Газимиева и Исита Гайрбекова. Опасность этой работы не уменьшается даже несмотря на то что, по заявлению заместителя прокурора Чечни Александра Никитина, убийства глав администраций селений Гехи, Кулары и Валерик раскрыты, установлены и задержаны исполнители этих преступлений.