Одобрение Госдумой в первом чтении правительственного законопроекта "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" положительно сказалось на внешнеполитическом имидже России. Попав в июне прошлого года в "черный список" Международной комиссии по отмыванию денег (FATF) как страна, не принимающая никаких мер против легализации теневых капиталов, Россия, похоже, не намерена долго в нем оставаться. Тем более что наше присутствие в списке, в который входят такие экзотические государства, как Сент-Китс и Невис, острова Кука, Сент-Винсент и Гренадины, влечет за собой санкции со стороны FATF и Организации экономического сотрудничества и развития, объединяющей 30 наиболее развитых государств мира.
Хотя введение санкций против компаний и банков из стран "черного списка", согласно решению представителей ОЭСР в Риме, отложено до 30 ноября, российское правительство не намерено ждать у моря погоды: в этом случае под угрозой оказался бы сам статус России как великой державы.
Впрочем, в минувшие выходные усилия российского кабинета министров на этом пути все же были оценены, причем положительно. На встрече глав финансовых ведомств семи наиболее экономически развитых государств мира и России министр финансов США Пол О"Нил заявил, что вопрос об отмывании капиталов в нашей стране теперь можно считать закрытым. Однако оптимизм американского коллеги Алексея Кудрина, который, видимо, счел необходимым подсластить горькую пилюлю разногласий между США и Россией, существующих прежде всего в сталелитейной промышленности, не вполне разделяют представители FATF.
Вопрос об исключении России из списка "некооперативных" стран будет решаться на пленарном заседании организации 5-7 сентября 2001 года, и наличие закона о борьбе с отмыванием "серых" денег будет, безусловно, весомым аргументом. Однако более важным аспектом, по мнению представителей FATF, станет как раз то, как этот закон выполняется. А между законом и реальностью в России, как известно, - пропасть. Поэтому не исключено, что возвращение нашей страны в число "нормальных" государств может быть отложено до января-февраля следующего года и тогда кабинету министров придется серьезно подумать над тем, как убедить FATF в том, что в нашей стране действительно борются с отмыванием преступных капиталов.