РУКОВОДСТВО госкомиссии по расследованию причин катастрофы самолета Ту-154М под Иркутском наложило жесткое табу на распространение любой предварительной информации о версиях трагедии. Глава комиссии вице-премьер Илья Клебанов призывает журналистов набраться терпения и дождаться понедельника, когда, по его словам, будет обнародовано итоговое заключение. Однако не исключено, что оглашение причин будет отложено на более поздний срок. Полностью расшифровать информацию "черных ящиков" в Иркутске не удалось - не нашлось аппаратуры соответствующего качества, и бортовые самописцы отправлены в Москву.
Тем не менее из весьма компетентных источников уже просачиваются сведения, по которым можно судить, каково будет заключение госкомиссии о причинах аварии. "По предварительным данным, которыми я располагаю, техника здесь ни при чем", - многозначительно заявил вчера корреспонденту "НГ" генеральный конструктор ОАО "Туполев" Игорь Шевчук, отказавшись вдаваться в подробности. А если из многочисленных версий исключить отказ техники, наиболее вероятными остаются две - грубая ошибка пилотов при заходе на посадку и взрыв (теракт) на борту лайнера.
Но, как сообщили вчера корреспондентам "НГ" в Генпрокуратуре России, никаких явных признаков теракта на месте происшествия не выявлено. Там в рамках возбужденного уголовного дела (ст. 263 ч.3 УК РФ) работает группа из 10 следователей и 2 прокуроров-криминалистов. Контроль за их работой осуществляет прокурор области Мерзляков. Как сообщают информированные источники из Генпрокуратуры, предварительная версия, которая все отчетливее прорисовывается в ходе следствия, - нарушение экипажем правил безопасности воздушного движения.
Необычную версию выдвинул один из авиационных специалистов, с которым удалось связаться корреспондентам "НГ". "Сразу три двигателя самолета могли прекратить работу при заходе на посадку в случае, если один из пилотов по ошибке включил так называемый стоп-кран, - считает наш собеседник. - Он отключает на время двигатели от системы подачи топлива и расположен на основном пульте управления и используется в случаях, когда надо срочно сбросить тягу двигателей. К этому летчики прибегают не только в экстремальных, но и в обычных ситуациях. Такое действие пилота вполне могло привести к катастрофическим последствиям при заходе на посадку: при полной остановке всех двигателей у самолета отказывает гидравлическая система. В случае в Иркутске это означает, что рули застыли в положении разворота (потому-то самолет во время падения и развернуло вокруг вертикальной оси). Учитывая угол атаки лайнера, уходившего на третий круг, это в течение 10 секунд могло привести к катастрофе".