Революция кончилась. На это указывает все, что мы видим вокруг. Особенно показательны вещи чисто житейские - от обилия рынков стройматериалов на единицу площади города до количества абитуриентов, стремящихся поступить в вузы. Вчера начались вступительные экзамены. Ажиотаж, который они вызывают, заставляет задуматься. Особенно если иметь в виду такую цифру: число поступивших в прошлом году в вузы страны выросло на 4% по сравнению с предыдущим годом.
Эта цифра понятна. Люди не могут вечно жить на руинах. Чтобы жить, они должны создавать условия для жизни - своей и своих детей. Создавать свое будущее. И они его уже создают. Вопрос только в том, каким может быть это будущее.
В прошедшие годы много говорилось о безынициативных совках, которые не способны ни к какому реальному делу. Советская власть, мол, вытравила из человека самую возможность предпринимать любые самостоятельные шаги. Это верно только отчасти. А всякое нарочитое "отчасти" - ложь. Сегодня, когда закончилась революционная ломка, ложь о народе-совке уже нестерпима. Ибо народ - это в первую очередь новое поколение, те, кто народился для новой жизни. Это поколение уже не знает ограничивающих предрассудков советской системы. Оно может и хочет жить по-своему, готово строить свой новый мир.
Что за мир? Это не так уж и трудно понять, если иметь в виду то, что советское государство не только отнимало у человека саму возможность к проявлению инициативы, но и создало культ образования. Государству нужны были образованные кадры, и оно волей-неволей готовило их. И не просто готовило, но еще и окружало образованность ореолом некоей высшей, даже иррациональной необходимости. Люди шли в вузы не только для того, чтобы вырваться из тисков тяжкого быта, но еще и ради какого-то не слишком понятного им самим престижа.
Престиж этот был довольно условный, не слишком хорошо подкреплялся материальными благами. И тем не менее - стал же Советский Союз "самой читающей страной мира", процветали же в нем наука, культура, высокие технологии. Достижений, которые были, не может никто отрицать. И они могли быть куда более впечатляющими, если бы не идеологический маразм, мешавший людям работать в полную силу, порождавший безынициативных совков, интеллигентские посиделки на кухнях и утечку мозгов, начавшуюся еще задолго до перестройки.
Тот факт, что число поступивших в вузы в прошлом году выросло на 4%, говорит в первую очередь о том, что культ образованности в нашей стране сохранился. Иначе и быть не могло. Такие вещи, раз возникнув, долго сохраняются в поколениях, передаются от родителей к детям автоматически, как традиция. Если уж в семье есть почтение к чему-то, дети впитывают его неизбежно и без всякого сознательного давления тех, кто воспитывает.
Кроме нефти, газа и других полезных ископаемых, у России есть еще один ценнейший ресурс: тяга к образованию и как следствие образованные мозги. Конечно, ценность этого ресурса не только в общей массе образованщины, ежегодно выдаваемой на-гора российскими вузами. Ценность в тех потенциальных звездах, которые возникают, получив настоящие фундаментальные знания, в тех, чей талант расцветает, пройдя подлинную школу. Именно в этих людях - надежда России, залог ее возрождения.
Но и общая масса образованцев понадобится для прорыва, на пороге которого стоит сегодня наша страна.
К сожалению, руководство РФ не готовится к прорыву на этом направлении, не понимает значения образованного класса для будущего страны. А что хуже - не чувствует опасности, которую представляет собой образованная молодежь, у которой нет возможности заниматься своим прямым делом - зарабатывать деньги своими мозгами и заодно создавать предпосылки для процветания своей страны. Сегодня образованные люди поставлены в такие условия, что проявить себя в полной мере не могут. Это гонит лучших из них за границу. Остающиеся накапливают потенциал недовольства и недоверия к власти.
Власть зашорена, занята сиюминутным, зачарована призрачным ростом ВВП, озабочена нефтью, газом и электричеством. Однако не нефть и не газ выведут Россию на новую дорогу. Они необходимое условие грядущего подъема, но - недостаточное. Достаточное условие - интеллектуальный ресурс. Только он может заставить другие ресурсы быть эффективными. Только он создает новые схемы и технологии, извлекает прибыль из воздуха, творит полезный продукт из головы.
Вся надежда страны на людей, способных к производству такого продукта, на новый класс, которому и имени-то пока нет. На людей, не имеющих уже старых интеллигентских предрассудков, но вкусившие плодов современного образования. Пока еще этот класс только складывается, обучается в университетах, увеличивается количественно, завтра он осознает себя, свою силу, свои возможности, консолидируется.
И что это будет? Недовольная всем деструктивная сила? Или сила созидательная? Для того чтобы это была созидательная сила, нужно культивировать интеллектуальный ресурс, которым так богата Россия, поддерживать всеми имеющимися средствами молодых интеллектуалов.
В противном случае нам останется только жить в вечном кризисе, поправляя дела продажей на Запад нефти и газа. И вечно пытаться догнать уходящий в отрыв цивилизованный мир, изобретая давно устаревшие модели велосипедов.